портрет, высокого мастерства изделия
художественного ремесла. Египетские
зодчие и скульпторы великолепно
владели искусством обработки разнообразных
пород камня. Об этом ярко свидетельствуют
созданные ими гигантские гробницы
фараонов - пирамиды, обширные
колонные залы храмов, высеченные
из цельных глыб камня огромные
обелиски, колоссальные монолитные
статуи, весившие до тысячи тонн.
Египтяне путем длительных поисков
и накопления навыков довели до
высокого совершенства и художественные
ремесла - резьбу по дереву и кости,
различные виды обработки металла,
тончайшие ювелирные работы из
золота, серебра и самоцветов,
изготовление цветного стекла и
фаянса, тонких прозрачных тканей.
Эти работы египетских мастеров
замечательны сочетанием изумительного
вкуса в выборе формы и материала
с необычной тщательностью выполнения,
доходившей до того, что для инкрустации
иного ларца использовалось до
20 тысяч вставок из кусочков слоновой
кости и эбенового дерева.
Огромной заслугой египетского
искусства было раскрытие внутреннего
мира человека, его чувств и переживаний.
Темой многих сцен было горе родных
и друзей, оплакивающих смерть
близкого человека, ужас бегущих
от египетских колесниц врагов,
нежная взаимная любовь членов
семьи. Впервые в мире египетское
искусство привлекло внимание к
такому глубоко человеческому чувству,
как материнство, и высоко подняло
его, закрепив в образе Исиды с
младенцем Гором. В этом образе,
возникшем на почве народной мифологии,
издревле сосредоточивались чаяния
тысяч египетских матерей, веривших,
что Исида может так же избавить
от болезней и смерти их детей,
как по легенде она спасла от смертельной
опасности своего сына. Вокруг
Исиды наслоились народные сказания,
в которых она изображается матерью,
бесконечно любящей своего ребенка.
Как любая египетская мать, Исида
при виде лежащего замертво сына
начинает звать на помощь и "метаться,
как рыба, брошенная на жаровню".
Характерно, что, по этим сказаниям,
Исиде в ее несчастьях помогают
бедняки: в одном случае первыми
прибегают на ее зов рыбаки, в
другом - когда богатая женщина
закрыла двери своего дома перед
Исидой, ее пустила к себе бедная
рыбачка. Понятно, что и созданный
египетским искусством образ Исиды-матери
был так распространен в широких
массах населения на всем протяжении
истории Древнего Египта, а впоследствии
сыграл несомненную роль в сложении
христианской иконографии.
В период Древнего царства большое
значение получило художественное
ремесло. Сосуды из различных пород
камня - алебастра, стеатита, порфира,
гранита, яшмы; ювелирные изделия
из золота, малахита, бирюзы, сердолика
и других полудрагоценных камней,
а также из фаянсовых паст; художественная
мебель из ценных пород дерева
- кресла, носилки, палатки, то
с инкрустациями из золота, то
обитые листовым золотом, деревянные
ложа с художественно обработанными
костяными ножками; изделия из
меди, бронзы, глины - таков лишь
краткий перечень тех разнообразных
предметов, которые уже вырабатывались
в течение Древнего царства. Изделиям
художественного ремесла Древнего
царства свойственны такие же строгие
и простые, законченные и четкие
линии, которыми отличается стиль
всего искусства данного периода.
Следует учитывать, что художественное
ремесло имело большое значение
для развития всего искусства Древнего
царства в целом.
Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях
художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности декоративного
использования данных материалов; красота полированных поверхностей камня и
разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала были освоены в ремесле,
а затем использованы в зодчестве и скульптуре.
Матье
М. Э.
"Искусство Древнего Египта"
|