slogan1a.jpgslogan5.jpg
main.jpghistory.jpgreligion.jpgculture.jpgquest.jpg
pic1a.jpg

• www.kemet.ru
• ieroglif.by.ru
• www.maat.ru
• www.sk4p.net
• www.aelives.com
• www.nemo.nu
• www.ancient-egypt.org
• www.musesrealm.net
• Wikipedia
• www.touregypt.net
• www.2020site.org
• nefertiti.iwebland.com
• Карнак

sub_text_arch.jpg
sub_text_arch1.jpg

Amenhotep_III.jpg

Статуя фараона Аменхотепа III. Один их Колоссов Мемнона

В ряду древнеегипетских памятников зодчества обычно выделяют следующие:
Абу-Симбел, храмовый комплекс на западном берегу реки Нил в южном Египте. Вырублен в скале.
Абидос (Большой храм в Абидосе) - построен в эпоху Раннего Царства. Усыпальница фараонов первых династий.
Айн-эль-Муфтелла (Оазис Бахарийя). Ориентировочно возник во времена 26-й Династии.
Карнак. В древности являлся частью египетской столицы - Фив.
Эдфу - храм Птолемеев, расположенный между Асуаном и Луксором.
Ком Омбо, Храм Ком-Омбо. В эпоху фараонов здесь проходили торговые пути из Нубии в Долину Нила.
Луксор. Большей частью был построен при Аменхотепе III и Рамсесе II. Являлся центром проведения праздненств Опет.
Мединет Хабу - храм, воздвигнутый в честь Рамсеса III. Этот храмовый комплекс относится к эпохе Нового Царства.
Храм Хатшепсут. Воздвигнут в честь знаменитой царицы и расположен в Дейр-эль-Бахри. Построенный за тысячу лет до Парфенона, он поражает совершенством своих колоннад.
Фила (Филе) - остров, где расположен Храм Асет (30-я Династия).
Рамессеум (Храм, воздвигнутый в честь Рамсеса II).

sub_midl.gif

Вопреки общему убеждению, только Пирамида Хеопса, а не все три Великих Пирамиды, находится в "перечне" Чудес Света. Но всемирно известны и остальные пирамиды фараонов (Хеопса, Хефрена и Микерина). Это их греческие имена, настоящие же египетские соответственно - Хуфу, Хафра и Менкаура. Время их сооружения относится к началу Древнего царства.

sub_midl.gif

Menkaure.jpg

Гиза. Пирамида фараона Менкаура

 

 

 

Tutmosis_I_obelisk.jpg

Карнак. Обелиск Тутмоса I.
Высота - 23 м, вес - 143 т

Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для богов. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали определенные запасы, чтобы продолжить существование в загробном мире. Если усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из глиняных кирпичей - причем зачастую эти гробницы имели большие размеры и сложную планировку, - то позже некоторые их элементы стали выполнять в камне; это относится в первую очередь к стелам из гробниц I династии в Хелуане, которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих каменных стелах вырезали примитивное изображение умершего, его имя и титулы, а также сопровождающиеся иероглифическими подписями изображения основных продуктов для еды и питья; все это было выполнено в высоком рельефе. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в "ложные двери" в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать еды и питья, которые будут регулярно приносить в гробницу его живые родственники, и потому их также перечисляли и изображали на панели ложной двери.

В эпоху III и IV династий на смену кирпичным усыпальницам пришли каменные сооружения. Цари строили пирамиды для себя, а вокруг них рядами размещали сложные гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы - исполнение им своих должностных обязанностей, проявления царского благоволения к нему, - но при этом, что любопытно, никогда не содержавшими изображений богов.

Типичная мастаба состояла из вертикальной шахты, вырубленной в скальной породе на глубину 17-32 м и ведущей в погребальную камеру. Аналогичная усыпальница заранее строилась для жены усопшего. Наземное сооружение представляло собой прочную постройку из тесаного камня, к которой вначале пристраивали обращенную на восток молельню с ложной дверью в западной стене. С течением времени молельня приобретала все большие размеры и была включена в каменное наземное сооружение. Оно было разделено на несколько культовых помещений, стены которых украшали рельефами, призванными обеспечить владельца усыпальницы всем необходимым в загробной жизни. Одно или несколько расположенных в глубине помещений (они называются сердабы) узкими проемами в каменной кладке связывались с общественными помещениями, и там устанавливалась статуя усопшего. Полагали, что эти проемы позволят ему видеть навещающих его друзей и родственников и вкушать приношения, предназначенные обеспечить его благополучие, либо "духовно" потреблять продукты, положенные перед ложной дверью, либо читать перечни в вырезанных на ней иероглифических надписях. Некоторые из встречающихся в этих сердабах статуй представляют великолепные портретные изображения, причисляемые к высшим достижениям скульптуры эпохи Древнего царства.

Есть основания считать, что превращение усложненной мастабы в ступенчатую пирамиду было осуществлено царем Джосером и его зодчим Имхотепом. Позже цари III и IV династий предприняли попытки изменить конструкции пирамид в ином направлении; это так называемая кривая пирамида в Дахшуре с иным углом наклона боковых граней, ступенчатая пирамида в Медуме с более крутыми, чем у пирамиды Джосера, стенами, позже перестроенная в настоящую пирамиду, но возведенная столь неудачно, что ее ровные наклонные грани теперь совершенно разрушены. В конце концов фараон Снефру, с которого начинается IV династия, задумал и возвел первую подлинную пирамиду, а его сын Хуфу - величайшую из всех пирамид.

Пирамиды в Гизе - одно из самых известных сооружений на Земле.
Все пирамиды, усыпальницы, гробницы строились на западном берегу Нила, так как, по верованиям египтян, запад - царство мертвых (там заходило солнце). Комплекс пирамид и других построек тоже расположен на западном берегу Нила. Он включает в себя много различных сооружений, но мировую известность имеют три пирамиды: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), принадлежащие фараонам IV династии Древнего царства (XXVII в. до н. э.).
Из трех более знаменита пирамида Хеопса, или Великая пирамида. Ее размеры грандиозны: первоначально высота составляла 146 м, но под действием времени и неблагоприятных факторов она уменьшилась и теперь равна 137 м.
Сейчас вершина пирамиды плоская, а в древности она заканчивалась маленькой пирамидкой - навершием (бенбенет) и была облицована полированными плитами из белого известняка. Длина стороны пирамиды у основания около 230-233 м, а ее общая площадь более 5 га.
Пирамида сложена из 2,5 млн. т каменных блоков, которые с высочайшей тщательностью подогнаны друг к другу; строительный раствор не использовался. Внутреннее устройство пирамиды довольно сложно: это система из коридоров, погребальных камер, вентиляционных тоннелей, галерей, вспомогательных помещений.
Пирамида Хефрена меньше: ее высота 136 м (первоначально- 143 м), а длина стороны основания 21 Ом. Она построена на небольшом холме. На ее вершине еще сохранились остатки известняковой облицовки, благодаря чему она кажется выше. Расположена пирамида в 160 м от пирамиды Хеопса.
Самая маленькая из трех - пирамида Микерина, находится на расстоянии 200 м от пирамиды Хефрена. Ее высота 66 м, а длина стороны основания - 108 м. Она повреждена сильнее других.
Всего к началу XXI в. в Египте обнаружено 93 пирамиды.
Три пирамиды - основная часть крупного храмового комплекса. Они были окружены большим количеством всевозможных храмов, гробниц, маленьких пирамид-спутников, в которых погребали родственников и приближенных фараонов. Все постройки соединялись системой дорог.
Об уникальности пирамид говорит тот факт, что они построены с исключительной точностью: они сориентированы по сторонам света, а соотношение горизонтальных и вертикальных линий пирамиды высчитано так тщательно, что их несовпадения не превышают 2 см.

 

abu-simbel.jpg

Абу-Симбел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

amon_ra_hypostile.jpg

Карнак. Храм Амона-Ра, гипостильный зал.
XIX Династия

Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи царя, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к расположенной за храмом пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, ведущим на восток и вниз, с границей между пустыней и обработанными полями, во время ежегодных разливов Нила покрытыми водой. Здесь находился нижний, "долинный" храм с культовыми помещениями у самой кромки воды, куда на лодках в период половодья доставляли продукты и другие припасы, связанные с заупокойным культом царя. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали царю, дух которого (ка) мог легко покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные блюда.

Долинный храм Хефрена - простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков - до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.

Строгое величие архитектуры эпохи IV династии, о которой до раскопок мы могли судить исключительно по надписям и рельефам, было отвергнуто правителями следующей династии, которые строили свои пирамиды и храмы в Абусире. Нижний храм Сахура был украшен изящными гранитными колоннами в форме стволов финиковой пальмы. Стены храма покрывали барельефы, на которых этот царь был изображен победителем своих поверженных врагов - азиатов и ливийцев.

Заупокойный храм при пирамиде, также имеющий крытый подход, многократно превосходит размерами и величием аналогичные сооружения предшествующих царей. Использование камня контрастных цветов - известняка, базальта, алебастра - усиливает впечатление от великолепных раскрашенных рельефов, покрывающих его стены: здесь представлены сцены триумфа над побежденными врагами и их беспомощные жены и дети; царь, занятый ловлей рыбы или охотой на птиц; сцена охоты с изображением царя, стреляющего в антилопу, газелей и других животных; отплытие торгового флота из 12 морских судов в страны Восточного Средиземноморья и его возвращение; в святилище на резной панели - плите на каменном цоколе - изображены божества провинций, совершающие заупокойные приношения фараону.

Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб длиной более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от культовых церемоний, которые, будучи ритуально нечистыми, требовалось удалять за пределы священного пространства.

О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами, например, при обработке самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера, и величественные создания эпохи пирамид так никогда и не были превзойдены.

Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Ни одно из сооружений той эпохи не сохранилось в первозданном виде, лишь в Карнаке, фиванском храмовом комплексе на восточном берегу Нила, находится практически целая изысканная молельня из белого известняка, относящаяся к правлению Сесостриса I. Отдельные ее детали были в последние годы извлечены из кладки третьего пилона (привратного сооружения у храма) в Карнаке, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот царь, используя упомянутую молельню из известняка в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.

Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. Располагаясь на краю обработанных земель, эти храмы тем самым напоминают более древние храмы, и попасть к ним из государственного храма в Карнаке можно было по Нилу и системе каналов. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом - пилона, который вел в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ во второй двор с колоннадой - своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов, вокруг которых по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, бойня, где готовилось мясо для приношений, и молельни, в которых помещались священные изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния царей, ежедневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Длинные иероглифические надписи сообщают о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служить находящемуся в удаленной скальной усыпальнице царю, как если бы оба сооружения составляли единое целое.

Ряд царских заупокойных храмов протянулся, подобно нитке бус, с севера на юг вдоль кромки пустыни по краю обработанных земель на западе Фив, и каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных на кладбище в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы служивших царям должностных лиц и представителей знати, причем многие из них, как мастабы придворных эпохи Древнего царства, располагались возле усыпальниц их владык.

В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался не поддающийся описанию комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. Попав в этот великолепный хаос, теряешься среди бесконечных рядов колонн, развалин пилонов, опрокинутых каменных блоков; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) до сих пор возвышаются на тех местах, где 3500 лет назад их воздвигли Тутмос I и его дочь Хатшепсут; некоторые из раскрашенных рельефов хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах; и повсюду бесконечные строки и столбцы иероглифических надписей. Половина всей истории Египта так или иначе отражена в этих письменах. Каждый фараон делал все возможное, чтобы соорудить еще один пилон, новую колоннаду, портал или зал, воздвигнуть новый колосс или обелиск либо хотя бы оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь - в честь самого себя. Всех остальных превзошел Рамсес II, завершивший Большой гипостильный зал со 134 колоннами - шедевр мировой архитектуры.

Ансамбль храмов в Карнаке протянулся в длину почти на 1,3 км. Аллея сфинксов длиной в 1,3 км соединяет его с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой - созданием Аменхотепа III - и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.

Значительно выше по течению Нила, ниже второго порога, Рамзес II построил невероятных размеров храм в Абу-Симбеле. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения защищены облицовкой из песчаника. Снаружи находятся также вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II, безмолвно взирающего на восходящее солнце, лучи которого проникают в потайное святилище.

 

 

 

Жилые дома.
Египтяне, принадлежавшие к любому общественному классу или сословию, строили свои дома из непрочных материалов - тростника, дерева, глины или глиняных кирпичей и никогда не использовали камня. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство представляет беднейшие деревенские лачуги, и лишь в столице Эхнатона Амарне найдены дома представителей знати.
Древнейшие дома додинастического периода зачастую представляли собой просто убежища для защиты от ветра и солнца. Такие укрытия были вполне пригодны для жизни в условиях засушливого египетского климата. Виллы же являли собой сложные сооружения, включавшие снабженные водостоками помещения для купанья, отдельные кухни, стойла для скота, зернохранилища, просторные общие комнаты с высокими потолками и небольшими окнами и тесные спальни. Общие комнаты часто украшали настенными росписями. Лестница вела на крышу, где семья проводила значительную часть времени, или на второй этаж. При жилище имелась молельня, где поклонялись одному или нескольким богам (в Амарне - исключительно Атону), обычно представлявшая собой отдельное сооружение во внутреннем дворе дома. Поскольку большинство египтян, за исключением царей, имели по одной жене, в обычном жилище отсутствовали специальные женские помещения; египетские женщины участвовали в общественной жизни и обладали многочисленными правами, которых были лишены женщины в других странах Древнего Востока.

---------------------------
В любом, даже самом скромном жилище всегда был закрытый двор, из которого посетитель попадал в гостиную. За домом располагались хозяйственные постройки. Со двора поднималась лестница на террасу, где после жаркого летнего дня приятно было провести время в кругу семьи.
По остаткам домов богатых египтян удалось восстановить их общий план, который не менялся на протяжении тысячелетий. Как и все в Древнем Египте (за исключением храмов и гробниц, на которые шел камень, материал благородный и прочный),эти здания строили из необожженного кирпича, изготовленного из смеси речного ила, соломы и золы. Большие дома состояли из трех частей, имевших каждая свою функцию.

Просторный холл вел в главный зал, потолок которого поддерживали от одной до четырех колонн; маленькие, высоко расположенные окна были забраны решетками. Здесь устраивались столь любимые египтянами празднества и приемы. Боковые комнаты служили кладовыми, конторами и жильем для секретарей и домоправителей. Дальше лестница вела на лоджию, тянувшуюся по всей длине холла. И наконец, третья часть дома предназначалась для самих членов семьи и состояла из центральной (менее парадной) гостиной, комнат, где занимались и играли в холодные дни дети, и спален. Целое крыло отводилось для омовений, умащивания тела, туалета и личной гигиены. Эти помещения были оснащены своеобразной канализацией.
При таких загородных виллах были собственные угодья и все необходимые хозяйственные службы: кухни, зернохранилища, пекарни, бойни, пивоварни, всевозможные мастерские. Среди них были и ткацкие, поскольку этим ремеслом занимались женщины всех слоев общества. Другие работы по дому, в том числе приготовление пищи (кроме выпечки хлеба), выполнялись мужчинами. В конюшне держали ослов и лошадей. Последние появились в Египте во времена Нового царства: их впрягали в легкие колесницы, пришедшие с Ближнего Востока.
Мечтой каждого египтянина был сад с платанами, плакучими ивами, тамариском и пальмами, с клумбами и прудом. В городах места не хватало и потому сады были поменьше, а дома строились в несколько этажей, дабы вместить все необходимые помещения, которые в загородном доме располагались на одном этаже. Ткацкая мастерская находилась в подвале, служившем одновременно погребом. Кухни и амбары располагались на уровне террасы.

Кристиан Дерош-Ноблькур
"Жизнь на земле фараонов"

sub3.gif
На Главную    ::   Пишите Мне   ::   Карта Сайта

Wadjet Eye • All rights reserved • 2004
Сайт управляется системой uCoz