
| СКАЗАНИЕ
О БИТВЕ БОГА СОЛНЦА РА СО ЗМЕЕМ АПОПОМ
(в основу пересказа положены
разные источники, главным образом, текст "Книги
Врат" и "Книги Дня и Ночи")
Когда бог Солнца Ра воцарился на престоле, извечный
враг Солнца, гигантский змей Апоп — злое чудовище
в 450 локтей длиной - напал на солнечного бога, дабы
свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем.
Кровавая сеча продолжалась целый день от зари до зари,
и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг
врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный,
он нырнул в Реку и уплыл в Дуат — Подземный Мир.
С тех пор Апоп живет под землей и каждую ночь, когда
Ладья Вечности, пройдя свой путь по небу с востока
на запад, устремляется в обратном направлении с
запада на восток по подземной Реке в Дуат, нападает на Ра.
В полночь — час страшной битвы - Апоп, завидя Ладью
Ра, утробным рывком разевает свою гигантскую пасть
и в один миг выпивает всю воду подземного Нила.
Ладья ложится днищем на речной песок, и Ра вместе с сопровождающими
его богами приходится вступить в битву с Апопом.
Коварного Змея не одолеть даже великому Ра, если
могущественный бог не прибегнет к помощи волшебства.
Поэтому перед битвой бог магии Хека читает заклятие,
и только потом боги поднимают свои копья. Воинственный
волк Упуаут, стерегущий ворота в Дуат до прихода Ладьи
Ра, а также змей Мехен, верный Ра, кидаются на Апопа
и вонзают в его тело свои зубы. Уаджет-урей, испепеляющее
око Ра, принимающее порой вид кобры, испускает свои
ослепительные лучи. Хор Бехдетский — сын Ра — старается
пригвоздить змея к земле своим копьем. "Устрашающая" богиня
Нейт — супруга волка Упуата, покровительница войск, обеспечивающая им победу,
также бросается на Апопа. В мирное время Нейт — добрая богиня, покровительница
охоты, ткачества — главного ремесла города Саиса, который находится под её
опекой, и богиня плодородия. Но во время битв она беспощадна и безжалостна.
Под предводительством Ра, руководящим битвой, боги
его свиты одерживают победу над злым Апопом — пронзают
его гигантское туловище копьями и заставляют изрыгнуть
всю проглоченную воду. Змей скрывается в пучине подземного Нила и до
следующей ночи залечивает свои раны. Лечится ему помогает
богиня Селкет — защитница и кормилица душ умерших.
В конце своего путешествия, в двенадцатой провинции
Дуата, Ладья Вечности заплывает в тело гигантского
змея и, пройдя сквозь утробу чудовища, выходит к
подножию восточных гор. Затем через пещеру, зияющую
в одной из гор, Ладья вылетает на небосвод. Бог
Ра оборачивается молодым Хепри и начинается рассвет.
Хепри катит Солнечный диск перед собой подобно тому,
как жук-скарабей катит свой шар, пока не достигнет
зенита. К полудню Хепри вновь становится Ра и уже
на Ладье спускается с небосклона, а к закату оборачивается
мудрым Атумом и уже в этом облике вновь подплывает
к воротам Дуата, где его ждут Нейт и волк Упуаут.
И вновь, следуя по подземной Реке, он встречается
с Апопом, и снова происходит битва, из которой
Ра выходит победителем — и так происходит каждую ночь,
покуда стоит свет. Порою Апоп вылетает из мрачного Дуата и прямо
на небе нападает на Ладью Солнца. В такие дни
небо затягивается тучами или налетает из пустыни
песчаная буря. Богиня неба — Нут прячется в горах,
покуда Ра не победит Апопа. Если змею удается
проглотить Ладью, наступает солнечное СКАЗАНИЕ О БЕГСТВЕ СОЛНЕЧНОГО ОКА
(полный сюжет восстановлен по фрагментам, древние
версии сохранились обрывочно — иногда вместо Шу
в мифе действует бог мудрости Тот, иногда они оба
вместе)
Ежедневно Ра несет свою
ношу, и потому день сменят ночь, а ночь день, Солнечный
диск освещает землю, неся тепло и жизнь всему живому.
Но так было не всегда. Когда-то давно, в тяжелую и
голодную прошлую эпоху, Солнечный диск постоянно висел
над землей, и мир не знал тогда вечерней и ночной
прохлады. Диск выжигал землю, и на земле одна засуха
сменяла другую. Если бы не богиня влаги Тефнут, смягчающая
их, то жизнь была бы просто невозможной. В те времена
Ра не путешествовал по небу, а правил земным царством.
Тефнут же была не только богиней влаги, но и Солнечным
Оком, хранительницей справедливости и законов, и потому
звалась Тефнут-Маат (Маат богиня правды).
Как то раз Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы,
она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш),
в пустыню. Тефнут была богиней влаги — поэтому, когда
она ушла, на страну обрушилось бедствие — страшная
засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила (в более
южных районах их вообще не бывает); раскаленные лучи
Солнца иссушили почву, по берегам — она потрескалась
и стала твердой, как камень; перестали плодоносить
финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные
бури. Люди умирали от жажды и голода.
Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел
ему:
— Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню
обратно!
Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры.
Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго и красноречиво
рассказывал ей, какое горе постигло её родину, и,
наконец, разжалобил Тефнут, убедил её вернуться. Когда
они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же
разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на
земли Дельты с неба полился живительный "небесный
Нил" — дождь. Засуха кончилась, и голод прекратился.
Шу же женился на Тефнут, и от этого брака родилась
вторая небесная пара: Геб, бог Земли, и Нут, богиня
неба. СКАЗАНИЕ О ЛЮБВИ ГЕБА И НУТ
("Папирус Тамени",
XXI династия)
Геб и Нут очень любили друг друга уже во чреве матери
и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в
начале творения Небо и Земля были слиты воедино. Тогда
Ра призвал к себе бога ветра Шу и велел ему разорвать
объятия Геба и Нут, разделить небо и землю. Шу исполнил
приказ Ра: отделил небо от земли от чего мир пришел
в движение. Поэтому считается, что Шу — воплощение
творческой энергии Ра-Атума. Имя его означает "Пустота",
то есть воздух.
Когда Шу разорвал объятия Нут и Геба, богиня Нут
в облике Небесной Коровы вознеслась над землей.
От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца
приказал Шу поддержать Нут. Тефнут иногда помогает
супругу держать Нут над землей, но очень быстро
устает и от усталости начинает плакать. Её слезы
— дождь — превращаются в растения. Когда Небо
вознеслось над землей, Ра решился прокатиться
по нему на своей Ладье и появились день и ночь.
С тех пор Шу всегда держит свою дочь днем, но
по ночам опускает ее обратно на землю. По утрам
Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы
Мехет Урт и, дабы обновить солнечный диск, рождает
его вновь. Уже этот новорожденный диск и подхватывает
Хепри. СКАЗАНИЕ О СОЛНЕЧНОМ И ЛУННОМ ГОДЕ, ИЛИ РОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ НУТ
(из текста Плутарха "Об Исиде")
В те времена Нут по вечерам рождала звезды, а утром
перед восходом Солнца проглатывала их, дабы Ра не
узнал о её ночном сожительстве с Гебом. Так продолжалось
изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался
на Нут за то, что она поедает звезды, и назвал её
свиньей, поедающих своих поросят.
В те времена в солнечном году было столько же дней,
сколько и в лунном — 360. Тот, бог мудрости и властелин
времени, разделил год на три части и каждой из них
дал название: сезон Половодья, сезон Всходов и сезон
Урожая. Сезоны же разделил на месяцы. Так возникли
времена года.
Весть о ссоре между Нут и Гебом достигла ушей Ра.
Бог Солнца был очень ревнив и властолюбив. Узнав,
что Нут по ночам все-таки сожительствует с Гебом,
Ра пришел в неистовство и наложил проклятие на все
360 дней солнечного года: отныне Нут ни в один из
дней-ночей не могла родить детей.
Небесная богиня в отчаянии воззвала к Тоту, моля о
помощи. Выслушав мольбу Нут, Тот обещал ей помочь.
Но как было исполнить обещанное? Уж кто-кто, а Тот
лучше всех знал, что никому из богов не дано отменить
проклятие, наложенное богом Солнца. Любые заклинания
и чародейства бессильны перед Словом Ра. Да и возможно
ли осмелиться на такое — противоречить владыке? Гнев
его Страшен.
Но Тот недаром слыл мудрейшим из богов: после долгих
раздумий он все-таки нашел выход из положения. Если
проклятия снять нельзя, значит, остается одно: создать
новые дни, на которые проклятия Ра уже не распространялись
бы.
В облике ибиса Тот полетел в гости к Луне и предложил
ей сыграть в сенет (игра наподобие шашек) для развлечения.
А ради азарта, чтоб интересней было играть, Тот и
Луна поставили на кон 1/72 часть "света" каждого
из 360 дней лунного года. Бог мудрости без труда одержал
победу, и Луне волей-неволей пришлось расплачиваться.
Выигрыш Тота составил ровно 5 суток. Он забрал их
у Луны — с тех пор лунный год длится всего 355 дней,
— и присоединил к солнечному году, который отныне
стал равен 365 дням. Выигранные у Луны 5 дней Тот
назвал "те, что над годом" (пять предновогодних
дней не причислялись ни к одному из месяцев) и сразу
же посвятил их Ра: не станет же бог Солнца проклинать,
как он прежде проклял все 360 дней, и дни, посвященные
ему самому!
Тот не обманулся в своих расчетах. Владыка его простил,
и богиня неба отныне могла рождать по одному ребенку
в каждый из пяти предновогодних дней. В первый день
она родила Осириса, во второй — Хора Бехдетского,
в третий — Сета, в четвертый — Исиду и в пятый Нефтиду.
А во все последующие годы в эти новые дни созданные
Тотом Нут продолжала рождать звезды, которые проглатывала
утром, и выпускала вечером. СКАЗАНИЕ ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ ЛЮДЕЙ
(в основу положен текст "Книги Коровы")
Ра продолжал жить на Земле,
на священном холме Бен-Бен в Гелиополе. Не всегда
он путешествовал в своей ладье, а порой спал в цветке
лотоса. Необходимость еженощно спускаться в Дуат появилась
только после сражения с Апопом, когда побежденный
хитрый змей решил погубить миропорядок, сделав засаду
для солнечной ладьи в подземном мире. Пока же можно
было спать в лотосе, а по утрам взмывать в небеса
и в облике сокола летать над царством. Иногда при
этом сокол опускался слишком низко, и тогда начиналась
засуха. Случалось это регулярно, и люди не выдержали
и ополчились против бога Солнца.
Узнав о мятеже, который замыслил народ Египта, Ра
призвал свою свиту и приказал богам:
— Пусть явится сюда моё Око — богиня Хатор. Позовите
также Шу, Тефнут, Геба и Нут вместе с отцами
и матерями, которые были со мной, когда я покоился
в Нуне, а также самого Нуна. Пусть они придут и скажут,
как нам бороться с мятежниками.
Боги не замедлили исполнить приказание и вот все те,
за которыми послал бог Солнца, явились перед ним и
пали ниц к изножию его трона. Нун спросил:
— Скажи, о владыка, что случилось?
— Бог старейший, из которого я произошел! — воскликнул
Ра. — Боги-предки! Смотрите — люди, созданные из
(слез) моего глаза, замыслили злые дела против меня.
Скажите мне, что бы вы сделали на моем месте. Как
бы поступили?
Боги погрузились в раздумье, и Ра добавил:
— Я подождал, я не убил их, прежде чем не услышал
того, что вы скажете об этом.
— Сын мой Ра, — ответил мудрый старик Нун. — Сын мой
Ра, бог более великий, чем создавшие и сотворившие
его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, — да
направится твое Око против оскорбивших тебя!
— Воистину! — согласились остальные боги. — "Нет
другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать
ему, когда оно сходит в образе Хатхор" (т.е.
нет в мире силы, способной противостоять могуществу
твоего Ока в образе Хатхор).
— Ваш совет хорош, подумав, промолвил Ра и посмотрел
на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан
испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому
и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, — поэтому
лучи не причинили им никакого вреда. Тогда бог Солнца
велел своему Оку в образе Хатор отправиться в пустыню
и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.
Хатор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила
имя Сохмет. Она отправилась в пустыню, разыскала людей
и, едва увидев их, свирепо зарычала. Шерсть на ее
загривке встала дыбом, в глазах засверкал кровожадный
блеск. Полная ярости Хатор-Сохмет набросилась на
людей и принялась безжалостно их терзать, убивая одного
за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг
себя куски мяса.
Решив, что люди уже достаточно наказаны и что отныне
они уже больше никогда не осмелятся роптать на солнечного
бога, а тем более восставать против него, Ра сказал
дочери:
— Ты уже совершила то, ради чего я тебя послал. Довольно
их убивать! Уходи с миром.
Но грозная богиня не послушалась отца. Оскаля окровавленные
клыки, она свирепо прорычала в ответ владыке мира:
— Осилила я людей, и сладостно мое сердце! Я хочу
уничтожить их всех, хочу досыта напиться кровью этих
непокорных богам смутьянов!
— Только я один в праве решать, истреблять их или
нет, — возразил мудрый солнечный бог. — Оставь людей
в покое. Они уже достаточно наказаны.
Но упрямая Хатор-Сохмет не пожелала внять словам
отца. Ей очень понравилось убивать людей и пить их
кровь. Жажда мести и охотничий азарт заглушили в ней
голос разума. Свирепая львица вновь набросилась на
людей. Люди в ужасе обратились в бегство вверх по
Великой реке, а богиня преследовала их и беспощадно
убивала.
Ужаснулся Ра, видя какую бойню учинила его дочь и
кликнул свою свиту:
— Позовите мне быстробегущих гонцов, да помчаться
они подобно тени тела!
Тотчас же гонцы были приведены и поставлены перед
владыкой мира. Бог Солнца сказал:
— Отправляйтесь на остров Элефантину и принесите мне
как можно больше красного минерала диди.
Гонцы доставили диди. Тотчас Ра в сопровождении свиты
отправился в Гелиополь. Там он разыскал мельника и
велел ему растолочь красный камень в порошок, а его
служанкам приказал намолоть ячменя и сварить пиво.
Когда пиво было готово, слуги бога Солнца наполнили
им семь тысяч сосудов и намешали в пиво толченного
красного порошка диди. Получился напиток, по цвету
очень похожий на кровь.
— О как прекрасно это, спасу я людей! — воскликнул
Владыка Всего Сущего. — Боги! Возьмите сосуды, отнесите
их в то место, где она убивала людей. Разлейте это
окрашенное пиво на полях в долине Реки.
Повеление Ра было незамедлительно исполнено.
Наступило утро. Пришла Хатхор в образа Сохмет, оглядела
место вчерашнего побоища и, увидав множество крававо-красных
луж, обрадовалась. Охваченная жаждой убийства, лютая
богиня бросилась пить мнимую кровь. Пиво пришлось
ей по вкусу; она лакала и лакала его до тех пор, пока
не захмелела настолько, что взгляд ее сделался мутным,
и она уже не могла различать людей. Тогда Ра подошел
к дочери и сказал:
— Иди с миром, любимая. Отныне жители Египта будут
приносить тебе сосуды с пивом каждый год в день праздника
Хатхор. И да назовешься ты "Владычица Опьянения".
С тех пор люди приносят в храмы кувшины с пивом
и вином и ставят их к изваяниям богини Хатор. СКАЗАНИЕ О ВОЗНЕСЕНИИ РА
(в основу пересказа положен
текст "Книги Коровы" и
ряд других мифов)
Тяжело было людям в правление
Ра. Засухи и кровавые побоища сменяли друг друга.
Закон и справедливость Маат нередко попирались. И
было это потому, что мудрый порядок мира еще не установился,
а только устанавливался. И появились день и ночь.
И жара стала сменяться прохладой. И трудно стало стареющему
Ра совмещать правление миром с регулярным путешествием
в Дуат.
Тогда решил Ра передать земное царство своим наследникам.
— Позовите мне бога Тота! — повелел Ра своим слугам.
И привели Тота к Ра. Сказало величество богу мудрости: "Будь
на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате
(т.е. пока я по ночам пребываю в Загробном Царстве
и свечу там для умерших). Да будешь ты вместо меня
заместителем моим, и назовут тебя: "Тот, заместитель
Ра". И стал Тот в Лунной Ладье обозревать и хранить
мир по ночам, возя с собою диск Луны, освещающий для
него мир и разгоняющий тьму.
Потом Ра повелел позвать к себе Геба.
— Пусть змеи и враги мои знают, — провозгласил бог
богов, — что хотя я и удаляюсь, все же я сияю над
ними. Ты, Геб, будешь теперь владыкой на Земле.
И вознесли Небесная Корова Нут и Шу бога богов на
небо. Другие же боги уцепились за живот Коровы и обернулись
звездами, смешавшись с другими такими сияющими точками
на небосклоне.
— Да упокоится Поле Великое! — сказал Ра, и произошли
Поля Покоя — Загробное Царство.
— И будут для меня тростники и травы там! — добавил
бог Солнца, и произошли Поля Тростников, благословенные "Поля
Иалу" — священное место в Дуате, где иные из
умерших, пройдя суд Осириса, станут вкушать вечное
блаженство.
Так закончилась эра земного царствования Ра-Хорахте,
и Ра занялся дальнейшем творением мира и вечного
мирового цикла. Наступила эра правления Геба. СКАЗАНИЕ О ЦАРСТВОВАНИИ ШУ И ГЕБА
(по тексту так называемого "Наоса из Сафт-эль
Гена", ХХХ династия)
Поговаривают, что, вознесясь на небо, Ра оставил земное
царство не Гебу, а Шу, который не раз выручал Ра из
сложных передряг. Но Геб прогнал отца и захватил престол.
Вот как это произошло.
За время своего царствования Шу построил много святилищ
и храмов по всему Египту. Однажды эти храмы попытался
разрушить змей Апоп. Шу вступил в битву с Апопом и
одержал победу, но от ран, полученных в битве, бог
заболел и ослеп.
Когда это случилось, в Египте нарушился божественный
порядок, установленный богиней Маат. Воцарилось беззаконие,
и Геб влюбился в свою мать богиню Тефнут. Улучив момент,
когда Шу покинул свой дворец, Геб ворвался туда, силой
овладел своей матерью и захватил престол отца. Совершив
эти преступления, он во всеуслышание поклялся расправиться
с Шу, если бог ветра посмеет вернуться во дворец.
Перепуганный слепой Шу внял угрозам сына и не вернулся.
Девять дней выл и бушевал ураган, — это бог ветра
плакал и в отчаянии рвал на себе волосы. Непроглядная
тьма окутала берега Великой Реки. На десятый день
мрак рассеялся, ветер стих, буря улеглась, и богам
ничего не оставалось делать, как признать Геба властителем
Земли.
Как-то, обходя свои владения, Геб отправился на восток
и встретил там людей, которые рассказали ему о доблести
Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и как поместил
себе на лоб Око.
— Это Око, — сказали люди, — обладает великой силой
и называется Око Уаджет. Если поместить его на лоб,
оно своими ослепительными лучами будет убивать врагов.
Едва Геб услыхал это, его обуяла неодолимая зависть,
и он решил во что бы то ни стало заполучить Око Уаджет.
Геб отправился на поиски и через несколько дней встретил
Око у подножия горы. Издав радостный клич, Бог Земли
бросился к нему и хотел уже его схватить, но Око внезапно
превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли
охватило пламя, и он свалился в лихорадке.
Земля забилась в ознобе и перестала плодоносить. Узнав
об этом боги собрались на совет и приняли решение
лечить Геба. Но никакие лекарства, никакие чудодейственные
зелья и волшебные заклинания не помогали больному
богу. Тогда боги призвали Ра.
— Пусть Геб созерцает твое сияние. О великий Ра —
солнечный Ах (название одной из "душ" человека
или бога, назначение которой не совсем понятны). Это
исцелит его. — Так сказали боги и Ра осветил своим
Ах большой камень, и этот камень возложил на голову
Геба. Лихорадка сразу прошла. Через несколько лет
камень омыли воды Великого Озера (озера, которое возникло
еще в Нуне и из которого в начале творения вырос Лотос),
и камень превратился в крокодила Себека.
Выздоровев, Геб решил, что отныне он будет жить
в полном согласии с законами, установленными богиней
Маат. Он научился строить храмы, орошать земли и
сеять зерно. Обучившись ремеслам, Геб вскоре ликвидировал
все разрушения, которые он учинил в Египте. Процарствовав
многие годы, Геб отрекся от престола. СКАЗАНИЕ О ЗЕМНОМ ЦАРСТВОВАНИИ ОСИРИСА
(в основу рассказа положен трактат
Плутарха "Об
Исиде")
После того как мудрый Тот выиграл у Луны пять дней
и присоединил их к солнечному году, богиня неба
обрела возможность рожать по одному ребенку в
каждый из пяти предновогодних дней.
В первый день она родила Осириса (егип. Усир(е)).
Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал,
что это могло означать только одно: в мир явился
величайший из богов! В то же мгновение голос свыше
возвестил:
— Люди и боги! В мир пришел властелин всего!
Во второй день родился Хор Бехдетский. Хор и Осирис
были сыновьями Ра.
В третий день родился Сет (егип. Сутех), сын Геба,
бог в виде человека со звериной мордой похожей на
осла, с красными глазами и красными волосами (цвет
песка), повелитель стихийных бедствий и войн, бог
мертвой пустыни. Он появился из бока богини Нут
раньше положенного срока.
В четвертый день родилась Исида (егип. Исет), дочь
Тота, богиня супружеской верности, материнства и
любви, защитница умерших на Загробном Суде. Своего
брата и мужа Осириса Исида любила еще до рождения,
когда пребывала в чреве богини Нут.
В пятый день родилась дочь Геба, сестра и жена Сета,
Нефтида (егип. Небтот, Небтхет), которой суждено
было стать, как и Исиде, покровительницей умерших.
Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба
и стал земным владыкой. Египтяне в те времена были
еще варварами и людоедами, поэтому Осирис занялся
их обучением. Он разъяснил им, что можно есть, а
что нельзя, с помощью Тота установил законы, научил
строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать
урожай и поклоняться богам. Мудрый Тот помогал Осирису
в этой благородной деятельности: он дал людям язык
и письменность, придумал для них имена, а для вещей
названия; обучил египтян ремеслам, зодчеству и искусствам.
Осирис и Тот правили в Египте без всякого насилия
в отношении людей и ни разу не допускали кровопролития.
Это были лучшие времена прошлых эпох!
Когда все жители Египта стали грамотными и по всей
стране установился угодный богам порядок, Осирис
решил отправиться в миссионерское путешествие по
соседним странам, поскольку остальные народы все
еще пребывали в состоянии варварства. Оставив трон
на попечении своей жены и сестры Исиды, он в сопровождении
певцов, музыкантов и свиты младших божеств отправился
в путь. Бог и его свита ходили по земле. Распевая
гимны, и после долгих странствий преобразовали весь
мир так же, как некогда преобразовали Египет. Ни
разу не применив силу, покоряя людей только красноречием
и благородными делами, Осирис вскоре подчинил себе
все соседние народы и племена.
Покуда бог путешествовал, Исида оставалась в Египте
и правила страной. Поэтому Исида считается воплощением
трона Осириса. Но и она не сидела в праздности.
Исида и Тот обучили людей магии, медицине, священным
заклинаниям, научили собирать лекарственные травы.
Богиня передала женщинам свое умение вести домашнее
хозяйство и заботиться о семье.
Когда Осирис в великой славе своей вернулся, Исида
уступила ему трон. Люди славили Осириса и пели гимны,
прославляя его и его царствование. Осирис приобретал
все большую и большую силу, став, к примеру, богом
плодородия. В одном из гимнов люди так восхваляли
своего бога и правителя:
— О, Осирис, ты — луна, находящаяся на небе.
Ты становишься юным по собственной воле.
Ты и Нил великий на берегах в начале Нового года.
Люди и боги дышат влагой, какую ты из себя извлекаешь.
Прекрасен был Осирис, и Нефтида, жена Сета, полюбила
его. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его
ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата
Анубис (егип. Инпу) — бог бальзамирования и хранитель
мертвых тел, человек с головой шакала.
Опасаясь, что Сет отомстит ей за измену и убьет
малыша Анубиса, Нефтида обманула мужа, уверив его,
что отцом Анубиса является он, Сет. Но потом обман
вскрылся, и Нефтида бросила младенца. Исида же нашла
младенца с помощью собак, вырастила его, и Анубис
стал её другом и союзником. Сет же разразился гневом
и возненавидел Осириса. СКАЗАНИЕ ОБ ИСТИННОМ ИМЕНИ БОГА РА
(в основу пересказа положен текст "Туринского
папируса")
Ра был уже дряхлым стариком:
руки его тряслись, губы дрожали, из рта на землю капала
слюна. Исида собрала эту слюну, смешала ее с пылью
и песком и из этой смеси сделала змею в виде стрелы.
Ядовитого гада она положила на дороге, по которой,
осматривая свои владения, часто ходил солнечный бог.
И вот змея ужалила великого бога! Ра закричал он
невыносимой боли. Голос его достиг небес и привлек
внимание Великой Девятки богов.
— Что случилось? — воскликнули боги, но у Ра не
было даже сил, чтоб оветить им. Его челюсти дрожали,
и все его члены тряслись, и яд заливал его тело
подобно тому, как Нил заливает землю. Превозмогая
боль, с неимоверным усилием солнечный бог проговорил:
— Поразил меня змей, которого я не ведаю! Никогда
я не испытывал боли, подобной этой, и нет боли сильнее
ее!
Сказав эти слова, Ра попросил привести к нему всех
богов: может быть кто-нибудь из них знает магию
и сможет его излечить?
Многие боги пробовали излечить Ра, но не у кого
не получалось, так как змей был создан из самого
бога Ра, а нет силы более сильной, чем силы самого
этого бога. Когда Ра был уже в полном отчаянии,
показалась Исида.
— Я излечу тебя, — сказала она, — но для этого ты
должен сообщить мне свое истинное имя, ибо все,
даже люди, живут, когда их имена произносятся другими!
— Мое имя? — переспросил солнечный бог. — Знай же:
я — создатель неба и земли, я сотворил горы и все,
находящееся на них. Я создал Время: Я — Хепри утром,
Ра в полдень и Атум вечером.
Но это не помогло Ра. Яд не выходил и великий бог
не чувствовал облегчения. Ведь он хотел обмануть
Исиду: он не сообщил ей своего истинного сокровенного
имени, в котором заключалось все его могущество.
Исида поняла это и сказала солнечному богу:
— Не было твоего имени в том, что ты мне говорил!
Скажи его мне, и выйдет яд, ибо живет человек, чье
имя произнесено.
Яд же жег, разгораясь, и его пламя было сильнее
пламени огня. Ра понял, что нет у него другого выхода,
как открыть Исиде свое истинное имя. Наклонился
Ра к уху Исиды и прошептал свое сокрытое имя. Не
спрашивайте его у меня! Ибо сказанного Ра не услышал
никто, кроме Исиды.
И возликовало ее сердце, радуясь тому, что его госпожа
стала владычицей всего мира. И разверзла Исида свои
уста:
— Вытекай яд, удаляйся из Ра, отца нашего.
Ра перестал дрожать, лицо его стало белеть, испарился
пот.
— Вот мне стало легче! — выдохнул он. — Пойду-ка
я своим путем.
И зашагал он. Боги же потянулись за ним. Осталась
одна Исида-чаровница.
Когда боги скрылись из глаз,
богиня не стала скрывать своей радости.
— Я владычица мира, я владычица! — восклицала она.
— Сам Ра в моей власти! СКАЗАНИЕ О ХОРЕ БЕХДЕТСКОМ, КРЫЛАТОМ СОЛНЦЕ
На 36-м году земного царствования Ра-Хорахте солнечный
бог пребывал в Нубии, и с ним было его бесстрашное
войско. А в Египте тем временем зрел заговор: демоны
тьмы, недовольные правлением Ра, готовились к мятежу.
Об этом узнал Хор, сын Ра и Нут, покровитель города
Бехдета.
Ра плыл в своей Ладье <...> И Хор Бехдетский
был в Ладье Ра, и он сказал своему отцу Ра-Хорахте:
- Я вижу врагов, злоумышляющих, против своего могучего
владыки!
Бог Солнца велел Хору немедленно вступить в битву
с заговорщиками. Хор принял облик крылатого солнечного
диска, взмыл в небеса и сверху отыскал вражий стан.
Он изготовился к бою, издал воинственный клич и так
стремительно обрушился на демонов мрака, так забушевал
против них, что перебил всё полчище мгновенно, и ни
одна голова не осталась живой.
Торжествующий Хор вернулся в Ладью отца и пригласил
Ра-Хорахте и его дочь Астарту, богиню-воительницу
и покровительницу боевых колесниц, на место побоища,
чтобы полюбоваться на поверженных врагов. И его величество
отправился.
Владыка мира и его свита долго созерцали долину,
усеянную трупами. Насладившись этим зрелищем, Ра сказал
Тоту:
- Это значит, что мои враги наказаны, и поэтому эта
область будет называться отныне Эджбо!
Но не всех врагов Ра истребил Хор в египетской земле.
Много ещё осталось злоумышлявших против властелина.
Все они превратились в крокодилов и гиппопотамов,
укрылись в водах Хапи, и оттуда, из засады, снова
напали на священную Ладью. Тогда Хор Бехдетский пришёл
со своими спутниками, которые следовали за ним как
гарпунщики <...> Они поразили крокодилов и гиппопотамов
и увели сразу 651 врага.
После этой блистательной победы, уже второй по счёту,
Хор снова принял облик крылатого солнечного диска
и расположился на носу Ладьи Вечности, взяв с собой
Нехбет и Уаджет как двух уреев, устрашающих врагов.
Солнечная Ладья преследовала вражье войско, обратившееся
в бегство, по всему Египту, от Низовья до Верховья,
и Хор одержал ещё много побед у разных городов. Самым
кровавым было последнее сражение - в номе Мерет. Хор
Бехдетский произвёл (там) великое избиение среди (демонов)
и увёл 381 пленного, и убил их пред Ладьей Ра.
Тогда на Хора набросился сам повелитель исчадий -
Сет. Целый час бились они. И Хор Бехдетский победил
снова: пленил Сета, заковал его в колодки, протащил
его за ноги по (ному Мерет) и вонзил своё копье в
его голову и спину. Но элодей всё-таки спасся: обратился
в ревущего змея и вошёл в землю в этом городе (Мерет),
и его больше не видели.
После окончательной победы над силами зла Ра-Хорахте
велел Тоту поместить крылатый солнечный диск во всех
храмах Египта - как память о подвигах Хора.
Использованы материалы книги:
И.В. Рак "Мифы Древнего Египта"
|