slogan1a.jpgslogan5.jpg
main.jpghistory.jpgreligion.jpgculture.jpgquest.jpg
pic1a.jpg

• www.kemet.ru
• ieroglif.by.ru
• www.maat.ru
• www.sk4p.net
• www.aelives.com
• www.nemo.nu
• www.ancient-egypt.org
• www.musesrealm.net
• Wikipedia
• www.touregypt.net
• www.2020site.org
• nefertiti.iwebland.com
• Карнак

sub_text_funeral.jpg
sub_text_funeral1.jpg

deadbook.jpg

Фрагмент "Книги Мертвых"

 

Религиозные представления древних египтян отличались, с точки зрения современного человека, противоречивостью. В самих богах соединялись противоречия: Осирис одновременно был богом мертвых и богом плодородия.
Подобно чередованию восходов и закатов солнца, постоянно чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к разным странам света, мир живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному" западу. Так, Луксор на левом берегу Нила предназначался для живых и для поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство мертвых - царство Дат.

По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, являвшем собой копию реального. И в нем "Ка", жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого - мертвые "возвратятся с ветром", и месть их будет страшной.

История «Книги Мертвых» восходит к бесконечно отдаленным временам, когда первобытные религиозные представления древних обитателей нильской долины стали складываться во все более усложнявшийся культ местных богов и оформившийся в своих основных особенностях погребальный ритуал. Видимо, еще до объединения Египта в одно государство, в дописьменный период, начал складываться сборник заупокойных формул, много позднее, при фараонах V — VI династий (ок. 2355 г. до н. э.) начертанный на стенах погребальных камер уже весьма скромных по размерам царских пирамид (знаменитые грандиозные пирамиды в Гизе — «безмолвны»). В первый раз это произошло при фараоне Унисе, уже на исходе Древнего царства.

Эти надписи обнаружил в конце прошлого века выдающийся французский египтолог Г. Масперо и назвал их «Текстами Пирамид». Это произведение, судя по всему, было записью погребального ритуала и касалось исключительно царской особы, что, естественно не означает, что у всех прочих обитателей Египта вообще не было никаких представлений о посмертном существовании. Однако в гробницах некрополей Древнего царства текстов, касающихся посмертного проживания «простых» умерших, нет.

 

sub_midl.gif

«Книга Мертвых» представляет собой сборник различных по назначению изречений, часто в литературе условно именуемых главами. Их можно разделить на три категории: молитвы и гимны различным богам, магические заклинания и записи погребального ритуала (объяснения, как установить погребальное ложе, как обставить погребальную камеру и т. п.). Порядок и число изречений в разных списках были различными. Причем, не последнюю роль здесь играла состоятельность заказчика. Общее число изречений, обнаруженных в разных экземплярах «Книги Мертвых», — 193, но фактически полного собрания глав, видимо, не существовало (во всяком случае, таковое до сих пор не обнаружено).

sub_midl.gif
sub_text_funeral2.jpg

ushebti.jpg

Фигурка ушебти

 

 

kanope.jpg

Сосуд-канопа

 

 

 

 

Общеизвестна вера египтян в колдовскую силу всего воспроизведенного в виде рисунка, фигурки или письма. Несомненно поэтому, что и наличие в гробнице изображений погребальных обрядов, и записей говорившихся при этом слов должно было восприниматься как закрепление действенности этих обрядов. Произнесенные в день погребения заклятия, пропетые гимны, совершенные действа (подчас с восковыми или глиняными подобиями умершего, моделями лодок, рисунками помещений преисподней - фигурками ушебти - и т.п.) - все это должно было считаться магически закрепленным, если в погребальной камере оставался еще свиток папируса с изображением и записью всего того, что составляло суть обряда. Вследствие подобных представлений ритуалы царского погребения высекались на стенах внутренних помещений пирамид, а позднее тексты заупокойных обрядов писались на саркофагах и на стенах гробниц знати.

Согласно представлениям древних египтян, повелитель мертвых Осирис и на "полях вечного блаженства" занимается возделыванием земли, заставляя работать своих подданных - то есть, мертвых. Чтобы покойному не грозила такая участь, в гробницу клали особые погребальные статуэтки, которые, согласно Главе 6 "Книги Мертвых", должны были заменять умершего в подземном царстве. Эти фигурки назывались "ушебти"; первоначально они делались из дерева ушебти, от которого и получили свое название. В руках этих фигурок (или отдельно от них) были мотыги, заступы, коромысла и прочие орудия труда, ясно указывающие, какую именно работу им предстояло выполнять вместо господина в загробной жизни.
В гробницах знати и фараонов их находили в огромных количествах. Например, в гробнице Тутанхамона было обнаружено 413 фигурок ушебти и около 1900 моделей орудий труда.

В Древнем Египте получило широкое распространение ремесло мумификации трупов умерших. Долгое время не удавалось в точности восстановить некоторые операции "консервирования" трупов, доведенного до высокой степени совершенства. На основе тщательного исследования мумий, закончившегося в первой трети XX столетия, было установлено, что труп вначале закапывали на несколько недель в сухую природную соду - "натрон", или "нитрон", - встречающуюся в Египте (она образуется при высыхании естественных содовых озер). При этом в условиях жары труп почти полностью обезвоживался. Затем (или предварительно) из трупа вынимали внутренности и мозг, череп (иногда) заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями благовонных растений. В некоторых случаях внутренности не вынимали. Далее труп заворачивали в ткань типа марли, длиной иногда в несколько сот метров, с применением благовонных средств. Лицо покойника гримировали, применяя свинцовый блеск, пиролюзит, окись меди, окрашенные глины и, вероятно, некоторые растительные краски. Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась. На лицо царских мумий клали маску из листового золота. Наконец, труп помещали в саркофаг.

Выемкой внутренностей из трупов занимались парасхиты. В Древнем Египте это была наиболее презираемая из профессий. По свидетельству Диодора, египтяне считали, что всякий, кто грубо касается тела человека, ранит его или причиняет увечья, подлежит презрению.
Извлеченные внутренности складывали в особые сосуды, называемые канопами. Их было четыре - по числу четырех духов: Имсети, Хапи, Дуамутеф и Кебекхснебеф. Крышки каноп изображали головы этих четырех духов: Имсети (под покровительством Исиды) имел человеческую голову, Хапи (под покровительством Нефтиды) - обезьянью, Дуамутеф (под покровительством Нейт) - шакалью, и Кебекхснебеф (под покровительством Селкит) - голову ястреба. По древнеегипетским поверьям, эти четыре духа помогали покойнику избавиться от всех страданий, которые его внутренности могли бы ему причинить. Потому-то их и извлекали из тела и клали в канопы, отдавали на попечение духам и богиням-покровительницам.

Внутренние органы человека извлекали, оставляя на месте только сердце, через разрез с левой стороны тела, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и смолой. Внешнюю оболочку пропитывали смолой, а на ее поверхности красками тщательно воспроизводили облик умершего. Тело укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе умершего отверстие стали извлекать мозг, а ткани пропитывали веществами, предохранявшими их от тления.

Процесс бальзамирования поручался тарихевтам. Техника бальзамирования в Древнем Египте достигла очень высокого уровня. Сам обряд бальзамирования занимал достаточно большое количество времени; известен договор на бальзамирование умершего ребенка, где указан срок в семьдесят два дня. Процедура состояла из нескольких этапов: умащивание тела умершего специальными маслами, обертывание пеленами и прочтение специальных молитв. За каждую пелену. за каждое снадобье требовалось благодарить отдельное божество.

Своего наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину, чтобы придать останкам формы живого человека, и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, которому придавалась форма мертвого человека.

После завершения мумификации тело подвергалось магическому обряду, обычно именуемому "отверзанием уст". Под ритуальные формулы, в сопровождении курения ладана и возлияний, умершему "открывали" глаза, рот и уши, чтобы он вновь мог видеть, говорить и слышать.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии. Так, сохранились тела и лица некоторых из наиболее известных фараонов - Тутанхамона (в его гробнице), Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каире).

Использованы материалы:
М. Э. Матье "Проблема изучения Книги Мертвых",
М. А. Чегодаев "Древнеегипетская Книга Мертвых"

 

sub3.gif
На Главную    ::   Пишите Мне   ::   Карта Сайта

Wadjet Eye • All rights reserved • 2004
Сайт управляется системой uCoz