
Фрагмент "Книги
Мертвых"
|
Религиозные
представления древних египтян отличались, с точки
зрения современного человека, противоречивостью. В
самих богах соединялись противоречия: Осирис одновременно
был богом мертвых и богом плодородия.
Подобно чередованию восходов и закатов солнца, постоянно
чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний
мир относили к разным странам света, мир живых - к востоку,
мертвых - к "прекрасному" западу. Так, Луксор
на левом берегу Нила предназначался для живых и для
поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны
отправлялись в царство мертвых - царство Дат.
По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась
смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем
мире, являвшем собой копию реального. И в нем "Ка",
жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны
были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном
мире. Не сделай они этого - мертвые "возвратятся
с ветром", и месть их будет страшной.
История «Книги Мертвых» восходит к бесконечно отдаленным
временам, когда первобытные религиозные представления
древних обитателей нильской долины стали складываться
во все более усложнявшийся культ местных богов и оформившийся
в своих основных особенностях погребальный ритуал.
Видимо, еще до объединения Египта в одно государство,
в дописьменный период, начал складываться сборник
заупокойных формул, много позднее, при фараонах V
— VI династий (ок. 2355 г. до н. э.) начертанный на
стенах погребальных камер уже весьма скромных по размерам
царских пирамид (знаменитые грандиозные пирамиды в
Гизе — «безмолвны»). В первый раз это произошло при
фараоне Унисе, уже на исходе Древнего царства.
Эти надписи обнаружил в конце прошлого века выдающийся
французский египтолог Г. Масперо и назвал их «Текстами
Пирамид». Это произведение, судя по всему, было записью
погребального ритуала и касалось исключительно царской
особы, что, естественно не означает, что у всех прочих
обитателей Египта вообще не было никаких представлений
о посмертном существовании. Однако в гробницах некрополей
Древнего царства текстов, касающихся посмертного проживания
«простых» умерших, нет.
|

Фигурка ушебти

Сосуд-канопа
| Общеизвестна
вера египтян в колдовскую силу всего воспроизведенного
в виде рисунка, фигурки или письма. Несомненно поэтому,
что и наличие в гробнице изображений погребальных
обрядов, и записей говорившихся при этом слов должно
было восприниматься как закрепление действенности
этих обрядов. Произнесенные в день погребения заклятия,
пропетые гимны, совершенные действа (подчас с восковыми
или глиняными подобиями умершего, моделями лодок,
рисунками помещений преисподней - фигурками ушебти
- и т.п.) - все это должно было считаться магически
закрепленным, если в погребальной камере оставался
еще свиток папируса с изображением и записью всего
того, что составляло суть обряда. Вследствие подобных
представлений ритуалы царского погребения высекались
на стенах внутренних помещений пирамид, а позднее
тексты заупокойных обрядов писались на саркофагах
и на стенах гробниц знати.
Согласно представлениям древних египтян, повелитель
мертвых Осирис и на "полях вечного блаженства" занимается
возделыванием земли, заставляя работать своих подданных
- то есть, мертвых. Чтобы покойному не грозила такая
участь, в гробницу клали особые погребальные статуэтки,
которые, согласно Главе 6 "Книги Мертвых", должны
были заменять умершего в подземном царстве. Эти фигурки
назывались "ушебти"; первоначально они делались из
дерева ушебти, от которого и получили свое название.
В руках этих фигурок (или отдельно от них) были мотыги,
заступы, коромысла и прочие орудия труда, ясно указывающие,
какую именно работу им предстояло выполнять вместо
господина в загробной жизни.
В гробницах знати и фараонов их находили в огромных
количествах. Например, в гробнице Тутанхамона было
обнаружено 413 фигурок ушебти и около 1900 моделей
орудий труда.
В Древнем Египте получило широкое распространение
ремесло мумификации трупов умерших. Долгое время не
удавалось в точности восстановить некоторые операции "консервирования" трупов,
доведенного до высокой степени совершенства. На основе
тщательного исследования мумий, закончившегося в первой
трети XX столетия, было установлено, что труп вначале
закапывали на несколько недель в сухую природную соду
- "натрон", или "нитрон", - встречающуюся
в Египте (она образуется при высыхании естественных
содовых озер). При этом в условиях жары труп почти
полностью обезвоживался. Затем (или предварительно)
из трупа вынимали внутренности и мозг, череп (иногда)
заливали смолой, а полость живота заполняли ветвями
благовонных растений. В некоторых случаях внутренности
не вынимали. Далее труп заворачивали в ткань типа
марли, длиной иногда в несколько сот метров, с применением
благовонных средств. Лицо покойника гримировали, применяя
свинцовый блеск, пиролюзит, окись меди, окрашенные
глины и, вероятно, некоторые растительные краски.
Сурьма (сернистая) для этой цели в древности не применялась.
На лицо царских мумий клали маску из листового золота.
Наконец, труп помещали в саркофаг.
Выемкой внутренностей из трупов занимались парасхиты.
В Древнем Египте это была наиболее презираемая из
профессий. По свидетельству Диодора, египтяне считали,
что всякий, кто грубо касается тела человека, ранит
его или причиняет увечья, подлежит презрению.
Извлеченные внутренности складывали в особые сосуды,
называемые канопами. Их было четыре - по числу четырех
духов: Имсети, Хапи, Дуамутеф и Кебекхснебеф. Крышки
каноп изображали головы этих четырех духов: Имсети
(под покровительством Исиды) имел человеческую голову,
Хапи (под покровительством Нефтиды) - обезьянью, Дуамутеф
(под покровительством Нейт) - шакалью, и Кебекхснебеф
(под покровительством Селкит) - голову ястреба. По
древнеегипетским поверьям, эти четыре духа помогали
покойнику избавиться от всех страданий, которые его
внутренности могли бы ему причинить. Потому-то их
и извлекали из тела и клали в канопы, отдавали на
попечение духам и богиням-покровительницам.
Внутренние органы человека извлекали, оставляя
на месте только сердце, через разрез с левой стороны
тела, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью
и смолой. Внешнюю оболочку пропитывали смолой, а на
ее поверхности красками тщательно воспроизводили облик
умершего. Тело укладывали в вытянутом положении. В
эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован.
Через специально проделанное в черепе умершего отверстие
стали извлекать мозг, а ткани пропитывали веществами,
предохранявшими их от тления. Процесс бальзамирования поручался тарихевтам. Техника
бальзамирования в Древнем Египте достигла очень высокого
уровня. Сам обряд бальзамирования занимал достаточно
большое количество времени; известен договор на бальзамирование
умершего ребенка, где указан срок в семьдесят два
дня. Процедура состояла из нескольких этапов: умащивание
тела умершего специальными маслами, обертывание пеленами
и прочтение специальных молитв. За каждую пелену.
за каждое снадобье требовалось благодарить отдельное
божество.
Своего наивысшего расцвета искусство мумификации
достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника
делали несколько разрезов; под кожу вводили песок
и глину, чтобы придать останкам формы живого человека,
и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили
губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные
глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным
разноцветным узором и обычно помещали в деревянный
саркофаг, которому придавалась форма мертвого человека.
После завершения мумификации тело подвергалось
магическому обряду, обычно именуемому "отверзанием
уст". Под ритуальные формулы, в сопровождении курения
ладана и возлияний, умершему "открывали" глаза,
рот и уши, чтобы он вновь мог видеть, говорить и
слышать.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены.
В Верхнем Египте, где климат суше, значительное
их количество сохранилось в поразительно хорошем
состоянии. Так, сохранились тела и лица некоторых
из наиболее известных фараонов - Тутанхамона (в
его гробнице), Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа
II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каире).
Использованы материалы:
М.
Э. Матье
"Проблема изучения Книги Мертвых",
М. А. Чегодаев "Древнеегипетская Книга Мертвых"
|