slogan1a.jpgslogan5.jpg
main.jpghistory.jpgreligion.jpgculture.jpgquest.jpg
pic1a.jpg

• www.kemet.ru
• ieroglif.by.ru
• www.maat.ru
• www.sk4p.net
• www.aelives.com
• www.nemo.nu
• www.ancient-egypt.org
• www.musesrealm.net
• Wikipedia
• www.touregypt.net
• www.2020site.org
• nefertiti.iwebland.com
• Карнак

sub_text_intro.jpg
sub_text_intro1.jpg

Pharaoh_Akhenaten.jpg

Фараон Аменхотеп IV Эхнатон

 

Египетская хронология достаточно запутана. У египтян не было сквозного летосчисления, годы считались от восшествия на престол очередного фараона, а династический список содержит много разночтений из-за желания вычеркнуть или приукрасить некоторые страницы истории. Даже в современных статьях и книгах датировка может различаться (до 150 лет).
Наиболее часто используемый египтологами хронологический источник - это комментарии Секста Африканского (ок. 221 года до н.э.) и Евсебия из Цезарии, который был личным летописцем Константина Великого (ок. 264 годы до н.э.), к хроникам, составленным египетским жрецом Мането, жившем в Нижнем Египте во времена правления Птолемея II (347-285 года до н.э.). Сама работа Мането не сохранилась.
Позднее стали пользоваться и другими источниками. Это был «абидосский список», относящийся ко временам Девятнадцатой династии, «саккарский список» той же династии, «туринский папирус» Семнадцатой династии и таинственный «палермский камень», который дает летописание фараонов первых пяти династий. Но именно Мането оказал наибольшее влияние на современную хронологию.

Мането разделяет фараонов на тридцать династий. Именно он первым ввел греческие имена, под которыми мы знаем фараонов сейчас: египетский Хуфу стал Хеопсом, Хафра — Хефреном, Менкаура — Микерином и так далее. В его хронологии перечисляются все фараоны с самых первых династий, но еще там есть и упоминание о таинственной эпохе, предшествующей этим династиям.

Согласно Евсебию, хронология Мането упоминает три четко определяемые эпохи до Менеса: царствование бога Гора, правление полубогов, которое наступило после царствования Гора; это правление продолжалось 15150 лет; затем додинастическое правление, которое длилось еще 13777 лет; в сумме это давало 28927 лет до Менеса.

Встречается и другая версия ранней Египетской хронологии, ссылающаяся на того же Мането (Манефона): вначале, в течение 12 300 лет, Египтом правили семь великих богов: Птах — 9000 лет, Pa — 1000 лет, Шу — 700 лет, Геб — 500 лет, Осирис — 450 лет, Сет — 350 лет и Гор — 300 лет. Во второй династии богов было 12 божественных правителей — Тот, Маат и десять других — они правили страной 1570 лет. Третья династия состояла из 30 полубогов, правивших 3650 лет. Четвертый период, продолжавшийся 350 лет, был периодом хаоса, когда Египет был разобщен и в нем не было правителя. Закончился этот период объединением Египта при Менесе, который, как принято считать, был первым фараоном Египта.
В «туринском папирусе», документе, относящийся к Семнадцатой династии (ок.1400 года до н.э.), говорится, что эти эпохи были продолжительностью 13420 и 23200 лет, в сумме — 36 620 лет. О третьей эпохе, предшествующей Менесу, мы не можем знать ничего, поскольку текст поврежден; египтологи не принимают эти даты всерьез, считая, что в папирусе описываются не исторические, а мифологические эпохи.

В настоящее время официально принята следующая хронология Древнего Египта: считается, что триста девяносто египетских монархов принадлежали к тридцати одной четко определяемой династии. Хотя «фараонами» называли себя правители и после 332 года до н.э. (до 251 года н.э.), это были уже не урожденные египтяне, а македонские греки (период Птолемеев 332-30 годы до н.э.) и римские императоры позднего времени (римский период 30 год до н.э. — 251 год н.э)

sub_midl.gif
Мането (Манефон) был первосвященником (египетским жрецом в г. Ольвиополе в царствование Птолемея I Сотера и Птоломея II Филадельфа). В этот период Египет находился под сильным культурным влиянием греков. Благодаря своему высокому жреческому сану, Манефон имел доступ к египетским храмовым архивам и библиотекам и мог подробно изучить древнеегипетские источники. Результатом этого изучения была «История Египта» (в 3-х томах), написанная на греческом языке. Работа эта, к сожалению, в полном виде не сохранилась. Известен, переданный позднейшими историками, краткий конспект труда Мането, включающий перечень фараонов, объединенных в 30 династий, с краткими историческими сведениями и хронологическими датами. Сохранились также краткие выдержки из Мането у некоторых позднейших писателей.
sub_midl.gif
sub_text_intro2.jpg

palette.jpg

"Палетка Нармера"

Египтологи нашли достаточно много изображений времен первых египетских царей на каменных плитах, стелах, некоторых предметах, например булавах, найденных в погребениях. Из этих изображений понятно, что почти все цари Верхнего Египта первоначально носили имя Гора с добавлением еще какого-либо эпитета: Гор Скорпион, Гор Двойник (или Питания), Гор Сом.
По звучанию этих эпитетов соответствующим царям приписываются имена. Необходимо помнить, что в те времена гласные буквы не обозначались и поэтому имена фараонов мы знаем как условные. Скажем, иероглиф Сома в имени Гора Сома звучал как "н-р". В изображениях этого царя часто встречается также иероглиф резца, который читался как "м-р". Поэтому Историки окрестили Гора Сома именем Нармер (гласные "а" и "е" поставлены произвольно). Именно этому царю принадлежит победная плита, найденная в г. Гиераконполе, изображающая торжество царя Верхнего Египта над поверженным правителем Нижнего.

Следующий царь Египта — Гор Боец. Боец читается как "м-н", поэтому некоторые читают его как Мина (Менес). Начиная с этого фараона, начинают записываться года правления, причем каждый год обозначается не цифрой, а наименованием наиболее примечательного события: год открытия пруда для охоты на бегемотов, год открытия стелы с ликом фараона и т.д.. Напротив года приписывались данные об уровне нильского разлива. Отрывки именно такой летописи дошли до нас в записях на так называемом Палермском камне и на мелких обломках, хранящихся в Каирском музее. Ранее Гора Бойца таких подробных записей не велось, а указывались только имена царей, поэтому историки считают, что именно с него пошла I "летописная" династия.

До Гора Бойца, по крайней мере, четыре царские фигурки изображены в двойных коронах, следовательно все эти цари, по мнению летописцев, были правителями обоих Египтов. Сейчас этих царей называют нулевой династией или царями додинастического периода. Впрочем, вероятно, каждое начало нового правление начиналось с повторного завоевания постоянно отделяющегося Нижнего Египта, иначе как объяснить существование стелы Гора Сома (Нармера).

Раскопки около и в самом городе Мемфисе показали, что около города было большое поселение со своим большим кладбищем. Примерно во время правления Гора Бойца кладбище пустеет. Логично предположить, что это связано с тем, что население поселения переселилось в Мемфис, в самом же Мемфисе кладбище растет, причем встречаются и усыпальницы вельмож, одно из которых, несомненно, восходит к времени Гора Бойца, или даже, по мнению некоторых историков, является его собственной гробницей. Более ранних гробниц обнаружено не было.
Около города Абидос, что не далеко от древнего Тина (возможно, это один и тот же город) нашли гробницы царей I отчасти II династии, по мнению одних ученых настоящие, по мнению других — условные, т.е. без трупа. На том же кладбище были обнаружены памятники с именами Гора Скорпиона, Гора Двойника и особенно Гора Сома.

После Гора Бойца правил Гор Хват, хотя русское слово "хват" вряд ли точно передает соответствующее египетское "джр" или "схтй". Также как и в правлении Гора Бойца в перечни лет не упоминается восстание Нижнего Египта и, соответственно, поход Верхнего на него, то есть Нижний Егитпет уже начал смиряться с собственным подчиненным положением. Зато рассказывается о походе в Эфиопию вверх по течению Нила, о захваченных пленниках и разбросанных по земле вражеских трупах, о поражении "северо-востока" (т.е. азиатских соседей). В позднейшие времена гробницу самого Гора Хвата принимали за могилу бога мертвых Осириса (Усири). В Новом Царстве заброшенное кладбище ранних царей вновь привлекло внимание. Город Абидос, подле которого находилось кладбище, был местом почитания Осириса.

О правлении следующего царя Гора Змеи мало что известно, хотя его имя найдено начертанным на скале даже глубоко в пустыне между Нилом и красным морем. В это время искусство египетских зодчих становится более отточенным и правильным. Следующий фараон — Гор Простиратель, так как его имя можно читать как "д-н" (Ден) и переводить как "(сокол), простерший (крылья или когти)". По спискам Мането он будет соответствовать тогда Уаджи или Удиму. В его царствование в надписях впервые появляется титул "царь (и) государь" — инсибайа — и сразу же получает широкое распространение. К его же времени относятся наиболее древнее изображение фараона в двойном венце — одна корона в другой. Дворец в Мемфисе также относится к его времени.

Далее правили Гор Целостный Сердцем, Гор Дружественный Утробой и Гор Высокий Рукою. Из археологических данных становится понятно, что Утробой не ладил со своими предшественниками. При этом видны и следы некоторого упадка. Гробница Гора Целостного Сердца самая убогая. Гор же Дружественный Утробой старательно стирал имена предшественников.

Возможно, этот начавшийся разлад среди череды фараонов и погубил I династию. Следующий по счету фараон Гор Высокий Рукою стал последним представителем этой династии.
С последующей династией дела обстоят не легче. Далеко не ясны даже число и последовательность царей II династии. Предшествующая династия сооружала себе усыпальницы около города Абидоса, но цари II династии забросили это кладбище, чтобы затем вернуться на него при не совсем обычных обстоятельствах.

Со времени предшественников I династии цари неизменно именовали себя Горами, теперь же мы находим царя, который объявил себя не Гором, а его противником — Сетом (Сутой, Сетхом). Вслед за этим правителем (Перибсетом) другой царь уже в самом конце правления II династии провозгласил себя одновременно Гором и Сетом и даже именовался в том же примиренческом духе Воссиявшим Двумя Жезлами (Хасехемуи) и "Тем, в ком умиротворились оба бога". Что все это значит трудно сказать. Неизвестно также, имело ли эти переименования отношение к кровавым событиям в Низовье, возможно, при том же Горе-Сете, Воссиявшем Двумя Жезлами, если он одно и то же лицо с Гором, Воссиявшим Жезлом (Хасехемом). На подножиях двух своих изваяний этот Гор изобразил Низовье, пораженное в голову, и беспорядочно разбросанные трупы повстанцев, и указал, что их пало то ли 48 205, то ли 47 209. На двух каменных сосудах он представил верхнеегипетскую богиню-коршуна, которая вручает ему, Гору, Воссиявшему Жезлом, увенчанному верхнеегипетским венцом, знак соединения обеих земель в "год поражения Низовья". То было последнее восстание Низовья против верхнеегипетских покорителей, о котором мы что-либо знаем.

Сразу же за этим фараоном -примирителем воцаряется III династия по Мането, открывающая по принятой сегодня хронологии истории Египта Древнее царство. Первым в этой династии был фараон Джосер (Даса) — легендарная личность, в правление которого была построена первая из великих Пирамид — ступенчатая пирамида высотой в 60 метров к югу от современного Каира. Но после Джосера история III династии неожиданно погружается для нас в густой мрак. Если ту или иную законченную или незаконченную пирамиду, найденную археологами, еще можно приписать отдельным властителям, то само их число и последовательность правлений, как и в случае со II династией, остаются неясными. Мрак рассеивается с началом IV династии, где список фараонов — строителей самих известных пирамид времени расцвета Древнего царства, хорошо известен: Снофру, Хуфу (Хеопс), Джедефре, Хафра, Менкаур, Шепсескаф. В их правление древнеегипетское государство уже было окончательно оформлено.

sub3.gif
На Главную    ::   Пишите Мне   ::   Карта Сайта

Wadjet Eye • All rights reserved • 2004
Сайт управляется системой uCoz