slogan1a.jpgslogan5.jpg
main.jpghistory.jpgreligion.jpgculture.jpgquest.jpg
pic1a.jpg

• www.kemet.ru
• ieroglif.by.ru
• www.maat.ru
• www.sk4p.net
• www.aelives.com
• www.nemo.nu
• www.ancient-egypt.org
• www.musesrealm.net
• Wikipedia
• www.touregypt.net
• www.2020site.org
• nefertiti.iwebland.com
• Карнак

sub_text_chrono.jpg
sub_text_chrono1.jpg

pic22.jpg

 

НА ЧЕМ ОСНОВАНА ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА?

Основой для астрономических расчетов хронологии египетской истории служит так называемый сотический календарь. У египтян год состоял из 365 дней, без добавления одного дня каждые четыре года, как это делается, например, в юлианском календаре. Началом солнечного года у египтян считался 1-й день летнего месяца тот. Теоретически этот день должен был совпадать с началом ежегодного разлива Нила и появлением на рассвете яркой звезды Сотис, известной у астрономов как Сириус или «альфа Большого Пса», однако на практике, из-за неточности египетского солнечного года, «отстававшего» от тропического ежегодно примерно на четверть суток, видимый «гелиакический», то есть, происходящий на фоне зари, восход звезды Сириус наблюдался под новый год только через 1460 лет. С этого дня начинался новый сотический период в 1460 лет.

Сведения о сотическом календаре имеются в книге римского писателя III века Цензорина. Согласно этой книге, первый год сотического периода особо почитался египтянами: считался великим, «божественным» годом.
Цензорин также утверждает, что в последний раз гелиакический восход звезды Сотис под египетский новый год произошел в 139 году н.э. В некоторых египетских памятниках содержатся намеки на восход Сотиса, наблюдавшиеся в царствование царя такого-то. Вот на основании этих данных египтологи и составили хронологию исторических событий Древнего Египта.

Сотическое летосчисление создает серьезные трудности для хронологии египетской истории. Например, период правления гиксосов, согласно спискам египетского жреца Манефона (Мането), продолжался 511 лет. Однако современные историки, составившие египетскую хронологию на основании астрономических данных, допускают для этого периода не более 108 лет. Дело в том, что конец 12-й династии Среднего царства приходится, согласно астрономическим вычислениям, составленным с учетом сотической эры, на 1780 год до н.э. После нее следует 13-я династия и период гиксосов. После гиксосов следует 18-я династия Нового царства, которая началась — опять-таки по расчетам сотического календаря — в 1580 году до н.э. Следовательно, на 13-ю династию и на гиксосов остается 200 лет. Ввиду того, что в 13-й династии были цари, которые имели довольно долгий период царствования, египтологи не могут выделить на гиксосов более 108 лет. Эта цифра, однако, находится в явном противоречии не только со списками многочисленных царей гиксосов, но и с огромными культурными и другими изменениями, которые Египет претерпел в результате правления гиксосов. В свое время британский египтолог Питри Флиндерс настаивал на том, что гиксосам надо дать не менее 1660 лет, то есть один дополнительный сотический период в 1460 лет!

Первоначально сотическая хронология была предложена в качестве рабочей гипотезы. Ее дополняли сведениями из позднее опровергнутой династической хронологии египетского жреца Манефона. На протяжении почти двух столетий археологические находки датировались, классифицировались и интерпретировались в соответствии с этой, ставшей стандартной хронологией.

sub_midl.gif
Географически Древний Египет делился на два района - узкие (около 3 км) полоски , тянущиеся вдоль берегов Нила на 600 км - Верхний Египет,- и обширные земли треугольной по форме Дельты у впадения ее в Средиземное море (Нижний Египет).
Это природное деление привело к тому, что возникли два царства - Верхний и Нижний Египет. Столицей Верхнего Египта служил Некхеб, располагавшийся неподалеку от Гераконполя; покровительницей города считалась богиня с головой грифа, Нехебт. Столицей же Нижнего Египта был Пе, город в Дельте, который греки называли Буто; ему покровительствовала богиня с головой кобры - Уаджет.
Как два царства относились друг к другу в додинастические времена, неизвестно. Египтологи полагают, что впервые царства были объединены Менесом, могущественным повелителем Верхнего Египта, которого называли "королем скорпионов". Считается, что примерно в 3000-3100 г. до н.э. он покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой объединенной страны и основал первую династию. С этой датой обычно и связывают начало египетской истории, хотя сами египтяне считают, что их цивилизация намного древнее и восходит к золотому веку, когда обоими царствами правили боги.
sub_midl.gif
sub_text_chrono2.jpg

pic3.jpg

Фараон Тутанхамон

ГОСУДАРСТВА ДОДИНАСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Наивысшего развития два великих государства - Северное (в Нижнем Египте), с центром в городе Бехдед, где почитали бога Гора, и Южное (в Верхнем Египте), с центром в городе Омбос, "городским божеством" которого был Сет, - достигли еще в додинастический период, возможно ок. 3500 до н.э. Между ними случались войны, исход которых достоверно не известен. Обе столицы были перенесены на новое место, южная - в Нехебт (в нескольких километрах севернее современного Идфу), где поклонялись богине-коршуну Нехбет, а столица Нижнего Египта - в Буто близ современного Сиди-Салима, в обитель богини-кобры Уаджет. Царь Верхнего Египта сделал главным символом своей власти высокую белую корону, в то время как царь Нижнего Египта - красную корону, своей необычной формой несколько напоминающую ковш. Эти два символа власти, представленные порознь или объединенные в "двойную корону", без изменений сохранялись у царей Верхнего и Нижнего Египта на протяжении более 3500 лет. Притязание на власть над провинциями в приграничных районах этих царств постоянно приводили к конфликтам. Документальных свидетельств о победе той или иной стороны нет, но сохранилось предание, повествующее об успехе, достигнутом в одной из таких войн царем Верхнего Египта Менесом. Считается, что он одолел Нижний Египет, создал "союз двух стран" и стал первым "царем Верхнего и Нижнего Египта". Согласно Манефону, Менес был основателем первой египетской династии. Кроме того, Нармер, преемник Менеса, оставил нам первый значительный памятник египетской истории - знаменитую сланцевую плиту, ныне хранящуюся в Египетском музее в Каире. С того времени коронация каждого нового египетского царя стала символическим возобновлением "союза двух стран". Объединенный Египет считался двойным царством; у него были две короны, два зернохранилища, две сокровищницы, иногда даже две гробницы для усопшего фараона, т.е. гробница в Верхнем Египте и пустая усыпальница (кенотаф) - в Нижнем Египте (или наоборот). Позднее на памятниках двойное имя фараона стали заключать в два овала. Ставшее каноническим неизменное помещение Верхнего Египта перед Нижним Египтом в титулатуре царя свидетельствует также, что Верхний Египет завоевал северные области. После победоносного похода в область Дельты Менес счел целесообразным основать новую столицу в Мемфисе , на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством. Здесь для него был сооружен дворец, а в расположенной западнее пустыне было заложено место захоронения царей. Каждая царская гробница примерно воспроизводила дворец и его обстановку, так что после смерти царь мог находиться в окружении необходимых ему предметов.

ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Автор первой истории Египта Манефон предложил хронологическое деление истории страны, охватывающее период правления 30 династий. В современную эпоху в эту хронологию был внесен ряд уточнений. Ниже приводится периодизация древнеегипетской истории, предложенная в коллективной монографии "История Древнего Востока. Ч. 2. Передняя Азия и Египет" (М., 1988):

Раннее царство (I-II династии) - 3000-2778 до н.э.

Древнее царство (III-VI династии) - 2778-2263 до н.э.

Первый переходный период (VII-X династии) - 2263-2070 до н.э.

Среднее царство (XI и XII династии) - 2160-1785 до н.э.

Второй переходный период (XIII-XVII династии) - 1785-1580 до н.э.

Новое царство (XVIII- XX династии) - 1580-1085 до н.э.

Поздний период (XXI-XXX династии) - 1085-332 до н.э. , который завершился завоеванием страны Александром Великим.

Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.

РАНЕЕ ЦАРСТВО

Данные о Раннем царстве базируются на немногочисленных памятниках и нескольких предметах, содержащих надписи с именами царей. Подробных сведений о первых двух династиях не сохранилось, скорее всего из-за того, что письменность в то время носила крайне примитивный характер. Колоссальные гробницы царей в Накаде, Абидосе и Саккаре, а также обширные могильники в Хелуане, к востоку от Нила, напротив Мемфиса, свидетельствуют, что постройки возводились преимущественно из глиняных блоков и дерева с ограниченным применением камня для сооружения стен и полов и для изготовления культовых табличек. Камень использовался для изготовления украшений, предметов обихода, сосудов разнообразных типов, зачастую изысканно украшенных, и немногочисленных статуй.

 ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

Начало эпохи Древнего царства связывают с восхождением на трон ок. 2780 до н.э. первого фараона III династии Джосера. Она ознаменовалась необычайно быстрым развитием архитектуры. В эту пору творил известный зодчий Имхотеп, с именем которого связано сооружение в Саккаре первой гигантской ступенчатой пирамиды. Она окружена каменной стеной, внутри которой находится обширный заупокойный комплекс - древнейшие возведенные человеком каменные постройки. Полтора столетия разделяют пирамиды Джосера и Хеопса (Хуфу). В истории Египта это был период стабильности, благоденствия и могущества. Новшества в архитектуре продолжались, и их кульминацией явилась Великая пирамида, построенная в Гизе ок. 2560 до н.э . и предназначавшаяся для захоронения фараона Хеопса. Эта пирамида - крупнейшее архитектурное сооружение Древнего мира (высота -147 м, а весь комплекс занимает пространство в 5,3 га; колоссальные известняковые и гранитные блоки, из которых построена пирамида, иногда достигающие в длину 6 м, плотно подогнаны друг к другу). Немногим уступают ей пирамиды преемников Хеопса - Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура). Члены царской семьи и знатные вельможи имели собственные усыпальницы, расположенные рядами около пирамид правителей Древнего царства. В украшении этих гробниц достигла расцвета рельефная скульптура, впервые появившаяся еще в додинастический период. В мастабах часто устанавливали статуи усопших. В начале правления VI династии для фараона Униса при сооружении его пирамиды было введено новшество: на ее внутренних стенах были вырезаны многочисленные иероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с погребением фараона, а также с продолжением его царствования и могущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии Древнего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей VI династии, а также - с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями - в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода. Из-за скудости источников конкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царства немногочисленны. Возможно, вплоть до IV династии фараон был главным, если не единственным землевладельцем. Высшие придворные должности обычно занимали члены семьи фараона. Для управления требовалось множество сановников и писцов, что привело к формированию невероятно многочисленного и сложно устроенного государственного аппарата. Наиболее важные должности стали практически наследственными, но на протяжении долгого времени оставались под жестким царским контролем. Некоторые должностные лица, не принадлежавшие к родственникам фараона, носили титул "сын царя" исключительно благодаря своим государственным функциям. ФараоныVI династии строили многочисленные храмы как в Верхнем, так и Нижнем Египте. Кроме того, Пиопи I (ок. 2400- 2375 до н.э.) предпринял военные походы на Синайский п-ов, в Палестину и Нубию. Его сын Пиопи II (годы правления с 2287 по 2193 до н.э.) также организовал поход в глубь Нубии и направил торговые миссии в страну Пунт. Чрезмерная централизация власти и налоговый гнет, придавивший земледельцев, вызвали мятежные настроения среди знати и всеобщее недовольство населения. Правители провинций, прежде бывшие верными подданными фараона, стали проявлять значительную самостоятельность. Они перестали строить свои усыпальницы по соседству с пирамидами фараонов и предпочитали находить упокоение в гробницах, вырубленных в скалах близ собственных резиденций.

ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

После 500-летнего периода величия Древнее царство распалось. Согласно Манефону, VII династия включала 70 мемфисских правителей, которые царствовали в общей сложности всего 70 дней. Однако несколько царей IX и X династий, имевших резиденцию в Гераклеополе (в 90 км к югу от Мемфиса), отчасти восстановили порядок и стабильность. Один из них - Хети IV - изгнал азиатских завоевателей, захвативших значительную часть Дельты, и возобновил торговые отношения с Сирией. Однако его власть на юге распространялась лишь до Среднего Египта. Гераклеопольские правители были заняты войнами с другими правителями Среднего и Верхнего Египта, а Хети IV в своих попытках одолеть восставших фиванских властителей, основавших XI династию, правление которой знаменует начало эпохи Среднего царства, заручился поддержкой номарха (правителя нома) из Сиута. Время упадка (Первый переходный период) оказалось благотворным для творчества - при гераклеопольских правителях наивысшего расцвета достигла классическая древнеегипетская литература.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

Когда последние гераклеопольские цари столкнулись с фиванскими номархами, они обнаружили, что последние вступили в союз с правителями соседнего с Фивами Копта. Богом фиванцев был Монту, почитавшийся в таких религиозных центрах этой провинции, как Гермонтис и Тод. Верховным богом Копта был Мин, древнейшее египетское антропоморфное божество, культ которого слился с почитанием Амона в Гермополе - городе, расположенном на полпути между Фивами и Дельтой. Храмовый комплекс фиванцев был перенесен в Карнак. Цари XI династии, носившие имена Интеф (Антеф) и Ментухотеп, отдавали предпочтение богу Монту, а верховным богом правителей XII династии, носивших имена Аменемхет и Сесострис (Сенусерт), стал Амон. При фараонах этих двух династий Фивы превратились в признанную религиозную столицу Среднего царства. Интефы и Ментухотепы разместили поблизости свою резиденцию, а у подножия западных гор, напротив Карнака, - царские усыпальницы. Основатель XII династии АменемхетI (примерно 1991-1962 до н.э.) был, по-видимому, узурпатором. Будучи визирем при дворе последнего Ментухотепа, он захватил власть в отсутствие законного наследника. Хотя он правил в течение 30 лет, его положение на престоле было непрочным. На двадцатом году царствования он назначил соправителем сына. Когда последний отправился на войну, фараон был убит. Резиденцией фараонов XII династии стала крепость Иттауи, расположенная примерно в 30 км к югу от Мемфиса. Отсюда было удобно руководить строительными и иными общественными работами, восстановлением торговых связей Египта и его влияния в Палестине и Сирии, а также умиротворением обитавших в западной пустыне ливийцев - постоянного источника беспокойств. Происходило расширение Египетской державы и в южном направлении - была завоевана Нубия вплоть до второго нильского порога, а также основана и укреплена постоянная торговая фактория в Керме, к югу от третьего порога. Вероятно, высшим достижением фараонов этой династии явилось восстановление Аменемхетом III (ок. 1849-1801 до н.э.) разветвленной оросительной системы. В Файюмской впадине, близ царской резиденции Иттауи, была создана сложная сеть каналов, соединенная с Нилом через канал Бахр-Юсуф. Меридово озеро в Файюме было превращено в водохранилище, ежегодно во время паводков пополнявшееся по системе каналов водами Нила. Чтобы контролировать орошение полей в продолжительные периоды спада уровня Нила, на каналах были возведены шлюзы. Усовершенствованная и более разветвленная оросительная система времени правления АменемхетаIII функционирует до сих пор.

ВТОРОЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Как и в эпоху VI династии, Египет времен Среднего царства пришел в упадок из-за ряда слабых правителей. Имя последнего фараона XII династии неизвестно, а следующая XIII династия насчитывает свыше 50 правителей. Их резиденция по-прежнему находилась в Иттауи, и они продолжали поклоняться файюмскому богу-крокодилу Себеку. На то же время приходится череда быстро сменявшихся 72 правителей самостоятельной XIV династии, центром деятельности которой был Ксоис, расположенный в Дельте. Именно в этот смутный период в Нижний Египет стали проникать многочисленные азиатские племена. Семитские имена нескольких фараонов XIII династии свидетельствуют, что представители этих чужеземцев иногда даже занимали трон. Около 1725 до н.э. эти пришельцы, которых египтяне называли чужеземными правителями, а Манефон - гиксосами , опустошили Дельту. Спустя 50 лет один из их вождей взошел на египетский трон, став основателем новой династии. Гиксосы навсегда сохранились в памяти египтян как безжалостные тираны и разрушители. Им удалось захватить значительную часть Египта, за исключением района Фив, и добиться союза с нубийскими вождями, сбросившими египетское иго. Фараоны XV и XVI династий происходили из гиксосов. Об их родственных отношениях известно немного, но существуют свидетельства, что между ними шла борьба за трон. Обе династии существовали одновременно и были современниками XVII династии фиванских фараонов, которых они так и не сумели подчинить. Памятники той эпохи немногочисленны, однако этой эпохой датируется большое число находок скарабеев - вырезанных из камня жуков с высеченными на них именами. Скарабеи служат основным источником сведений о фараонах XV и XVI династий. Около 1600 до н.э. Камос, последний фараон XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны. Вопреки совету приближенных он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису - своему опорному пункту на границе с Палестиной. Камос умер до окончания кампании; ему наследовал его брат Яхмос (ок. 1580-1559 до н.э.), которого считают основателем XVIII династии. После трехлетней осады он захватил и разрушил крепость Аварис, навсегда изгнав гиксосов, отступивших в Азию. Разорвав союз с Нубией, Яхмос тут же предпринял поход на юг и расширил пределы своего государства до прежней его границы выше второго нильского порога.

НОВОЕ ЦАРСТВО

Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Возможно, из соображений безопасности, опасаясь еще одной угрозы со стороны гиксосов, а может быть, в стремлении установить необходимые им торговые связи с азиатскими странами, египтяне с тех пор не ограничивались традиционным обособленным существованием в долине Нила. Теперь Египет стал частью средиземноморского мира. Внук Яхмоса Тутмос I расширил пределы страны как в южном, так и в северном направлении. Он привел свое войско к верховьям Евфрата и на берегу этой реки воздвиг триумфальную стелу с надписью. Его внук Тутмос III был величайшим из всех египетских фараонов. После почти 25-летней вынужденной праздности (когда его тетка Хатшепсут узурпировала трон и правила Египтом) он предпринял ряд походов в Азию и за 17 лет подчинил большинство восточных соседей. Тутмос был не только великим военачальником, но и талантливым правителем, прекрасным охотником, покровителем литературы и искусства. Его имя сохранялось в памяти на протяжении столетий и запечатлено на тысячах скарабеев как той эпохи, так и более позднего времени. Эпохой процветания и могущества было для Египта и 32-летнее правлениеАменхотепа (Аменофиса) III (ок. 1455-1419 до н.э.), пожинавшего плоды завоеваний Тутмоса III. Аменхотеп III считается одним из величайших строителей в истории Египта. После смерти АменхотепаIII трон занял его сын Аменхотеп IV, который вошел в историю как религиозный реформатор. Свое имя он сменил на Эхнатон (Ахенатон) в знак отрицания своей связи с богом Амоном, на которую указывало имя Аменхотеп. Эхнатон упразднил почитание бога Амона, удалился в основанную им близ Гермополя новую столицу Ахетатон (ее развалины в настоящее время носят название Эль-Амарна) и провозгласил культ единственного истинного бога Атона, символом которого являлся солнечный диск. Могущественное жречество, связанное с культом Амона, было подавлено, храмы этого бога закрыты, и даже его изображения были стесаны или уничтожены. Борьба с традиционной религией продолжалась ок. 20 лет, но завершилась со смертью Эхнатона. Катастрофой для Египта обернулось его пренебрежение прямыми царскими обязанностями. Мятежные вожди азиатских народов, насильно включенных в державу на Ниле, немедленно воспользовались тем, что Эхнатон ослабил бразды государственного правления. Такая ситуация предоставляла долгожданную возможность сбросить обременительное иго. Несколько преданных фараону номархов обратились к нему с просьбой поддержать их борьбу с агрессивными соседями; но когда их письма (сохранившиеся на табличках из Эль-Амарны) остались без ответа, они прекратили свои безуспешные попытки. От огромной державы, с таким трудом создававшейся предшественниками Эхнатона, практически ничего не осталось. О богатстве Египта в эпоху правления XVIII династии можно составить представление по находкам сокровищ в открытой в 1922 гробницеТутанхамона - зятя Эхнатона. После кратковременного правления (примерно в 1400-1392 до н.э.) этого юного фараона трон на некоторое время перешел к людям низкого сословия и воинам. Затем при XIX династии, в правление Сети I (примерно 1337-1317 до н.э.) и Рамсеса (Рамзеса) II Великого (ок. 1317-1251 до н.э.), страна вновь обрела относительное величие, вернув часть своих прежних азиатских владений. Однако эта возрожденная "держава" была столь непрочной, что Рамсес II счел целесообразным подписать договор о мире с Хаттусили, царем могущественных хеттов, занявших принадлежавшее прежде египтянам место властителей Западной Азии. За правлением Рамсеса II последовал период непрерывных массовых миграций разных народов. Преемникам этого царя пришлось испытать вторжения ливийцев с запада, а Рамсес III (ок. 1204-1173 до н.э.), второй царь XХ династии, столкнулся на севере и востоке с мощным союзом не родственных между собой племен-завоевателей - т.н. "народов моря", чьего натиска не выдержали даже могущественные хетты. Рамсес III успешно противостоял их полчищам, но его продолжительное пребывание на троне было омрачено войнами, восстаниями населения, а также заговорами и интригами членов его собственной семьи. С его смертью от руки убийцы славе Египта пришел конец. Правление XХ династии завершилось в обстановке хаоса, при полном забвении законов и порядка; были разграблены даже священные места захоронений фараонов.

ПЕРИОД УПАДКА

В 11 в. до н.э. трон занял военачальник Херихор, бывший одновременно верховным жрецом Амона. При нем Египет превратился в теократическое государство, важные общественные и частные дела стали решаться путем прямых обращений к оракулу Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, а его правитель по имени Смендес, пребывавший в Танисе, в области Дельты, провозгласил себя царем Верхнего и Нижнего Египта. Приходящая в упадок держава утратила Нубию. Ключевые позиции в аппарате управления постепенно перешли к жившим в Дельте ливийцам - вождям призванных властями наемных воинских отрядов и потомками семей, поселившихся здесь в правление XIX и XX династий. Около 950 до н.э. один из таких ливийцев, чей род гордился тем, что уже семь его поколений проживали в Гераклеополе, захватил трон в Бубастисе (совр. развалины Телль-Баста) в области Дельты и принял имя ШешонкI. Впервые после изгнания гиксосов египетский престол достался чужеземцу. Шешонк (Шишак) знаменит тем, что совершил поход в Палестину и захватил Иерусалим, где в то время правил Иеровоам, упоминаемый в Ветхом Завете. Правление основанной Шешонком XXII (Ливийской) династии продолжалось около двух столетий, но это было время упадка. Представители царской власти пытались укрепить свое влияние союзом с религиозными институтами. Наследник престола назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, а царевны становились верховными жрицами этого бога. Тем временем крепло молодое Нубийское царство Куш, и ок. 730 до н.э. его доблестный правитель Пи (Пианхи), следивший за раздиравшими Египет гражданскими смутами, вторгся в расположенную ниже по течению Нила долину, осадил и взял штурмом Гермополь Великий и Мемфис и захватил трон. Представители XXV (Эфиопской) династии пытались править страной из столицы Куша Напата, но позже фараон этой династии Тахарка (ок. 689-663 до н.э.) был вынужден в течение нескольких лет руководить военными действиями в Дельте из Таниса, отражая сильный натиск со стороны не только своих египетских противников, но и Ассирии. В 671 до н.э. войско Тахарка было разбито ассирийским царем Асархаддоном, и представители эфиопской династии были вынуждены бежать в Напату. Восемью годами позже ассирийский царь Ашшурбанипал в ходе нового вторжения разгромил египетские и эфиопские силы племянника Тахарки, царя Танутамона, и разорил столицу Египта - Фивы. Эфиопы были изгнаны из Египта, а на трон взошли фараоны расположенного в Дельте Саиса. Они получили короткую передышку, когда Ашшурбанипал был вынужден из-за возникших у него на родине волнений вернуться в Ниневию. При ПсамметихеI (ок. 663-610 до н.э.), основателе и первом фараоне XXVI (Саисской) династии, многие разоренные ассирийцами города были отстроены заново. Предпринимались попытки восстановить достопримечательности былых времен, в первую очередь сооружения эпохи пирамид. Теперь иноземных купцов поощряли основывать в области Дельты торговые поселения, и во время царствования Псамметиха II там был построен знаменитый греческий город Навкратис. Яхмос II, или Амасис (ок. 569-525 до н.э.), вслед за отцом проводил прогреческую политику, возможно, надеясь на поддержку Греции в противостоянии нарастающей угрозе с востока. После его смерти кризис достиг апогея, и на Египет двинулись персы. Его преемник Псамметих III (ок. 526-525 до н.э.) был разбит в 525 до н.э. при Пелусии персидским царем Камбисом II, захватившим Египет вплоть до Нубии и провозгласившим себя фараоном, а завоеванную территорию сатрапией (провинцией) Персии. Таким образом к власти пришли фараоны XXVII (Персидской) династии, и это означало конец существования независимого Египта. Несмотря на ряд восстаний, в результате которых египтянам удавалось изгнать персов (ок. 404 до н.э. страна получила независимость на целых 60 лет), Египет оставался персидской провинцией вплоть до его завоевания в 332 до н.э. Александром Великим.

sub3.gif
На Главную    ::   Пишите Мне   ::   Карта Сайта

Wadjet Eye • All rights reserved • 2004
Сайт управляется системой uCoz